Сюжеты · Политика

«Котик», казнивший сам по себе

Американский собрат фотолюбителя из команды Вагнера

Александр Пумпянский , обозреватель «Новой»
Мир тесен и в сущности един. У фотолюбителя из команды Вагнера, предпочитающего снимать и сниматься на фоне собственноручно обезглавленного трупа, обнаружился американский собрат из «морских котиков». Очень похожее по композиции фото на память на фоне зарезанного им пленного свидетельствует о единстве вкусов и душевного склада. Обе фотосессии проходили по соседству (одна в Сирии, другая в Ираке) и практически одновременно — в 2017 году. Какой оборот примет русская история, нам еще предстоит узнать. А пока интересно проследить, как развивалась и развивается американская история.
Прапорщик Галлахер в Ираке, 2017 год. Фото: navytimes.com
Разрешите представить. 40-летний прапорщик Галлахер, за плечами которого пять командировок в зоны военных действий в Ираке и Афганистане, командир взвода спецназа. На боевом счету «морских котиков» — элитной части ВМС США — самые деликатные операции, включая феерическую ликвидацию Усамы бен Ладена в пакистанском Аббот-Абаде 2 мая 2011 года («Копье Нептуна»). Операции, инициированные прапорщиком Галлахером в последнее время, не относятся к числу феерических. Они так и остались бы без огласки, если бы не военнослужащие из его собственного взвода, которые потребовали принять к нему меры.
Показания, которые они дали, несмотря на угрозы расправы с его стороны, были убийственные. Два снайпера рассказали, как командир выстрелил из снайперской винтовки в девушку с кувшином воды, шедшую рядом со стариком по тропе от реки, и ранил ее. Другие «морские котики» поведали, как он зарезал взятого в плен раненого подростка — нанес ему несколько ударов самодельным охотничьим ножом в шею и в туловище. И это в то время, как другие пытались оказать ему медицинскую помощь.
Спорный суд состоялся прошлым летом. Прапорщика обвинили в беспорядочной стрельбе по безоружным и расправе над пленным. В ходе двухнедельного разбирательства, однако, присяжные (пять морских пехотинцев и двое моряков) не сочли показания дюжины «морских котиков» строгими доказательствами. Виновным Галлахера признали в одном — в позировании на фоне трупа. Его понизили в чине и приговорили к четырем месяцам тюремного заключения. Этот срок он уже отсидел до суда.
Фото: navytimes.com
Очевидная мягкость приговора — вообще говоря, ныне в тренде. Война — патологическая зараза. Преступления, подобные тем, в которых обвинялся прапорщик Галлахер, за 13 лет афганской войны и 9 лет иракской (цифры условные, так как ни та, ни другая вовсе не завершены) — далеко не редкость. Покуда можно, военные власти стараются их не замечать. Впрочем, замести неудобные преступления под ковер получалось не всегда.
Самый громкий процесс разразился над солдатами из взвода, превратившегося в банду. Они называли себя «командой «Убей» (kill team).
Убийства мирных жителей они инсценировали как бой с противником, обставляли как приключения.
В развлекательное меню входила расчлененка, фотографирование трупов и изготовление тотемов из костей убитых афганцев. Я писал об этом в нашей газете («Синдром сержанта Риббса»). Процесс длился долго, в итоге виновные получили разные сроки, а главный затейник — пожизненное заключение.
Так что приговор прапорщику Галлахеру — это скорее служебное и символическое наказание. Командующий «морскими котиками» контр-адмирал Коллин Грин лишь подчеркнул это, объявив, что лишит его знака трезубца (отличительный знак «морских котиков», представляющий собой довольно причудливую композицию из орла, трезубца, кремневого пистолета со взведенным курком и якоря, в обиходе именуемого «птичкой»). Тому, кто лишается «птички» — не место среди «морских котиков». Его либо переводят из элитного подразделения в обычное, либо вообще комиссуют из флота.
И тут случилось беспрецедентное. В минувший четверг президент Трамп разразился твитом: «Флот НЕ лишит Воина и Морского Котика Эдди Галлахера Знака Трезубца».
И добавил: «Это дело вели очень плохо с самого начала. Займитесь нормальным делом!»
Твит произвел полный переполох.
Министр обороны Марк Эспер и председатель объединенного комитета начальников штабов генерал армии Марк Милли, как пишут, поспешили в Белый дом, чтобы объяснить, какой негативный эффект может произвести на армию, ее дисциплину, мораль подобное высочайшее вмешательство в дела военной Фемиды.
Контр-адмирал Грин публично заявил, что любой приказ главнокомандующего будет выполнен, но твит — не команда. И потому дисциплинарное взыскание будет выполняться.
В пятницу появились сообщения, что, если президент отменит их решение, министр ВМС **Ричард Спенсер** готов подать в отставку. В субботу неуверенное опровержение. Мол, о добровольной отставке речи не шло.
Шла речь об отставке или нет, но она случилась. В понедельник Трамп уволил министра ВМС **Ричарда Спенсера** руками министра обороны Эспера. Сопроводив вполне издевательским твитом: «Полномочия главы ВМС США Ричарда Спенсера были прекращены министром обороны Соединенных Штатов Марком Эспером…» Спенсер «_мирно уйдет на пенсию со всеми почестями, которые он заслужил, включая свой значок с трезубцем_».
Нетрудно представить, на каком градусе и на каком языке все это обсуждается в самых высших военных кругах.
Репутация армии и страны. Существует ли закон, принятые правила войны? И как насчет Женевских соглашений? Они тоже ошибка, как множество договоров, которые поназаключали предшественники? «America first! Америка прежде всего!» — этот трамповский лозунг — формула патриотизма или утробный клич шовинизма, когда дозволено уже абсолютно все? Общественная дискуссия разгорелась по широкому фронту.
Президенты США обычно не вмешиваются в дела военного правосудия. Впрочем, прецеденты были.
Джон Кеннеди отменил наказание солдата из резерва, который публично выругался в его адрес.
Авраам Линкольн отменял расстрельные приговоры за дезертирство стандартной резолюцией: «Пусть лучше он сражается, чем будет расстрелян».
Дональд Трамп — первый президент США, который помиловал осужденного за военные преступления.
Это случилось еще в мае, когда он помиловал лейтенанта Майкла Бехенна, осужденного за убийство заключенного в Ираке.
Сейчас одновременно с возвращением чина прапорщику Галлахеру он потребовал полного оправдания еще двум осужденным, включая бывшего лейтенанта Клинта Лоренса, отбывающего 19-летний приговор за убийство двух гражданских.
Его логику проясняет даже не твит, а официальное заявление, вышедшее из Белого дома: «Когда наши солдаты сражаются за нашу страну, я хочу дать им уверенность в бою. Мы учим наших солдат быть машинами для убийства, а потом преследуем, когда они убивают».
Джон Кеннеди и Авраам Линкольн под этим точно бы не подписались.