Сюжеты · Общество

Тестирование отравы

За три года до Солсбери ее опробовали в Болгарии?

Геннадий Габриэлян , корреспондент «Новой» на Балканах
Фото: EPA-EFE
4 марта 2018 года «Новичок», прибывший в английский Солсбери, похоже, не был таким уж неопытным созданием. За три года до того, как применить его к семейству Скрипалей, «Новичка» тренировали на территории солнечной Болгарии. К такому выводу пришли журналисты расследовательских сообществ Bellingcat и The Insider. Действуя в кооперации с немецким журналом Der Spiegel, они сумели установить личности восьми офицеров ГРУ и связать их передвижения в те три месяца, которые предшествовали отравлению болгарского предпринимателя Эмилиана Гебрева в апреле 2015 года.
Эмилиан Гебрев. Фото: youtube.com
Гебрев попал в больницу 24 апреля, упав без сознания на приеме, который устраивал в софийском офисе своей оружейной фирмы «Эмко». Плохо себя почувствовали сын Гебрева и один из топ-менеджеров компании. Всех троих госпитализировали с симптомами тяжелого отравления. Лаборатория Хельсинкского университета, специализирующаяся на химическом оружии, смогла установить следы двух органофосфатов — боевых отравляющих веществ нервно-паралитического действия. К этой же группе фосфорорганических соединений было впоследствии отнесено вещество, которым пытались ликвидировать Скрипалей.
Расследователи вычислили бригаду «чистильщиков», используя солсберийскую методику.
В этом случае, как и тогда, компьютеры заметили паспорта одной серии с русскими фамилиями. Помогло также высокое качество фотографий, необходимых для шенгенской визы — их сличили с определенной базой данных.
Но фамилии у членов бригады, правда, оказались фиктивными. Генерал-майор Денис Сергеев, который, как сообщалось ранее, мог участвовать в отравлении Сергея и Юлии Скрипалей, стал на время Сергеем Федотовым. Кроме него в подготовке к отравлению участвовали Сергей Лютенко («Сергей Павлов») и Петр Борисов («Георгий Горшков»). Они были в Болгарии с 15 по 22 февраля. Затем их сменили Иван Терентьев («Иван Лебедев»), Николай Ежов («Николай Кононихин») и Алексей Калинин («Алексей Никитин»), находившиеся в стране с 26 февраля по 8 марта. С 6 по 11 марта в Болгарии был Владимир Моисеев («Владимир Попов»), которого журналисты-расследователи считают причастным к попытке переворота в Черногории осенью 2016 года.
В момент отравления Гебрева в апреле в Болгарии находились Лютенко и Борисов, показывает расследование. Непосредственно в день происшествия из Москвы в черноморский болгарский город Бургас прилетел Сергеев. У него был обратный билет на 30 апреля, но уже вечером 28-го он появился в Стамбуле и срочно взял билет в Москву.
Сергей Лютенко. Фото: theins.ru
Кроме того, Сергеев и еще один сотрудник ГРУ Данил Капралов («Данил Степанов») прилетали в страну в мае, когда (предположительно) произошла вторая попытка покушения на Гебрева. Интересно (если здесь уместно это слово), что в мае Сергеев возвращался в Болгарию на три дня и снова отправился в Москву не обратным рейсом, а через Сербию. Однако вахтовый метод отравления в итоге себя не оправдал. Жертва выжила.
Денис Сергеев. Фото: theins.ru
Что стало причиной такого последовательного стремления стереть с лица земли Гебрева, доподлинно неизвестно. Сам он, надо сказать, тот еще персонаж. Начал торговать оружием в конце прошлого века, продавая его в Эфиопию, Эритрею, Пакистан. В 2001 году груз его фирмы — 30 миллионов патронов для Никарагуа — перехватила американская таможня, но он сумел его вернуть. Был скандал с поставками вооружений в Македонию в 2006 году. По утверждению болгарского портала vesti.bg, в 2012 году имя Гебрева фигурировало в черных списках Москвы, поскольку он продавал оружие в Грузию. В 2017 году лицензия фирмы была заморожена болгарскими властями из-за подозрений в отмывании денег. В последнее время наш герой (седовласый господин с лицом хитрована) больше намекает на внутривидовую борьбу с конкурирующими хозяйствующими субъектами.
В Болгарии хорошо помнят дальнего предка «Новичка» — рицин, мощный яд растительного происхождения.
В сентябре 1978 года живший в Лондоне болгарский диссидент, писатель Георгий Марков погиб в результате укола зонтиком в ногу, но успел рассказать о случившемся. Безымянный агент болгарского КГБ получил это оружие, по утверждению бывшего генерала КГБ Олега Калугина, от советской резидентуры в Софии, а изготовлено оно был в Москве. Утверждал операцию тогдашний безраздельный хозяин Болгарии Тодор Живков. То был первый в послевоенной Европе случай использования подобных средств уничтожения политических противников, а также ренегатов от разведки руководителями соцлагеря и впоследствии — их преемниками.
Подоплеку этой сегодняшней истории также приходится искать на политических меридианах. «Кремль хочет разрушить болгарскую военную промышленность», — заявлял в эфире БТВ бывший министр обороны Болгарии Бойко Ноев. Это «заноза в глазах Кремля», поскольку Болгария входит в топ-10 стран по экспорту военной продукции. «Есть проект (двустороннего) соглашения с требованием, чтобы Болгария остановила военное производство и не могла экспортировать оружие без согласия России, — сказал он. — России не нужно использовать силу против Болгарии, потому что в Болгарии есть достаточно субъектов и организаций, проводящих российские интересы. Я говорю не только о тетях и дядях моего возраста, собирающихся на водохранилище «Копринка» (место ежегодных встреч активистов болгарского объединения «Русофилы». — Г. Г.) в майках с надписью «СССР», портретом Путина и российскими флагами, но и о политических субъектах в Болгарии, участвующих в управлении страной», — пояснил Ноев. «За отравлением Гебрева стоят интересы России, — сказал он в отдельном интервью. — Власти пытаются скрыть это дело, и я призываю граждан не верить тому, что они говорят».
Другой видный в прошлом болгарский политик — Иван Костов, возглавлявший правительство страны на переломе столетий, заявлял, что Москва ведет «против Болгарии и не только» гибридную войну. «Это отличное средство: не нужны ни самолеты, ни танки… Гибридная война нанесла нам серьезный ущерб, хотя это стало ясно не сразу».
Еще выше поднял градус риторики евродепутат от Болгарии Александр Йорданов. «Путин, — сказал он, имея в виду Сербию, — создает вторую русскую державу на Балканах в ста километрах от границы Болгарии. И болгарским властям приходится на это реагировать».
Что они и делают. В конце октября прокуратура Болгарии сообщила, что с сентября 2018 года на протяжении одного года гражданин России осуществлял разведывательную деятельность, проводя регулярные конспиративные встречи с гражданами Болгарии, в том числе и с руководящим составом государственных организаций, имеющих доступ к секретной информации Болгарии, ЕС и НАТО. Целью встреч было получение информации, представляющей государственную тайну, в том числе и за деньги. Установлено, что гражданин России аккредитован в Болгарии как первый секретарь посольства России в Софии.
Гражданину дали время собраться и уехать. «Из-за достоверных фактов Россия не отреагировала на высылку ее дипломата», — заявила месяц спустя в эфире «Нова ТВ» вице-премьер и министр иностранных дел Болгарии Екатерина Захариева.