Сюжеты · Культура

«Ваня, пой о любви!»

Шнуров и Нойз устроили дуэль. Победила полиция

Ян Шенкман , обозреватель
Шнур и Noize. Фото: Afisha.Daily
Эта акция была задумана по принципу рэп-баттла, но с другим подтекстом. В рекламных роликах Нойз и Шнур были больше похожи на Онегина и Ленского, чем на участников Версуса, где Нойз в свое время проиграл Гарри Топору (а Шнуров такие затеи вообще игнорирует). Не баттл, а поэтическая дуэль.
Реальный баттл между ними был много лет назад, во времена Химкинского леса в самом начале протестов. Шнуров, который на дух не переносит любой пафос, а больше всего политический, записал тогда песню, высмеивающую проявившего гражданскую активность Шевчука, Нойз ответил ему треком «Побрей звезду». Потом они помирились. Не очень трезвый Сергей Владимирович позвонил Ивану Александровичу в свой день рождения, долго объяснял «за жизнь», а закончил разговор неожиданно: «Все это фигня, Ваня, лучше пой о любви».
И вот они стоят друг напротив друга на «ЦСКА Арене» и играют старый хит Чижа «А не спеть ли мне песню о любви?». Более странное зрелище представить себе трудно. Нойз, как всегда, вставляет в эту душещипательную дворовую песню фристайл, рэперскую импровизацию. Шнур микширует песню Чижа с No Woman No Cry Боба Марли и срывает бешеные аплодисменты.
Хитрый опытный лис, манипулировать аудиторией он умеет гораздо лучше, чем Нойз.
Поэтической дуэлью и не пахнет, баттлом тоже — чисто эстрадное шоу. В меру глуповатое, с репризами конферансье в духе «Нойз выступал в инвалидной коляске, а Шнур был человеком года», в меру рекламное (инициатор шоу — Red Bull). Но зато у всех прекрасное настроение, все любят друг друга. Об этом и мечтал Нойз в интервью у Дудя: чтобы соперники не унижали один другого, не обзывали лицами нетрадиционной ориентации, не ругали по маме, а занимались своим прямым делом — читали интересные тексты и играли интересную музыку.
Так все и вышло. Единственно что — с матом. Нойз исполнил песню про Первый канал со словами, которые не любит Роскомнадзор, Шнур — «Лабутены» и другие хиты. За это их обоих после концерта накрыла полиция. До четырех утра Нойз писал объяснения, а в итоге был оштрафован на 500 рублей. А Шнур выкрутился: заявил, что употребление нецензурной лексики еще не является бранью и отказался платить. Формально полиция все сделала по закону. Но не по душе — испортили людям праздник.
Селфи с полицейскими. Фото: Instagram Ивана Алексеева
Победил, кстати, в этой дуэли Шнур — за него «Арена» орала громче. Можно сколько угодно говорить о популярности рэпа, но приблатненное ска «Ленинграда» — козырь, который не кроется. Нойз при всем его анархическом драйве производит впечатление человека, который хочет что-то сказать публике, в чем-то ее убедить. А Шнуров просто оттягивается, устраивает людям шоу.
Что хотел сказать автор песней «В Питере — пить»? Что в Питере надо пить. Точка, конец сообщения. Это и подкупает.
Событие невеликое. Ну, собрались, попели, потанцевали. Шнур, кстати, танцевал под песни Нойза, это отдельное удовольствие, хотя бы ради этого стоило прийти. При всей непохожести артистов — возраст, разница в стиле, идеология — оба устраивают публике праздник непослушания. Пусть невинное, не политическое, доброе, но это непослушание, демонстрация личной свободы, рок-н-ролльный угар в лучших традициях жанра. Это точка, на которой они сходятся. За что и получили проблемы после концерта.