Осень на Южном Урале переменчива: ночью температура минусовая, а к вечеру теплеет, и снег, тая, превращает округу поселка Урицкого на окраине Челябинска в грязь. По этой грязи проложена дорога к недавно построенному храму во имя Святой Троицы поморской общины старообрядцев-беспоповцев.
Храм скорее напоминает обычный дом в частном секторе: два этажа газобетонных блоков, труба, ливневка, пластиковые окна. Перед ним стоит деревянная покосившаяся изба с закрытыми ставнями — это бывший дом прихожанки Агафьи Клюкиной, в котором старообрядцы собирались с 1940-х.
Новое здание, построенное в 2017 году, стало первым старообрядческим храмом, возведенным на Южном Урале за 100 лет. Деньги собирали всем миром. А чтобы выложить плитку на территории — всем миром собирали мусор.
— Мы с супругой жили в Ижевске и занимались раздельным сбором отходов, — настоятель общины Сергей Вахтомов встречает меня в молельной части храма. — Когда мы приехали в Челябинск, то увидели, что здесь нет ничего, кроме плохо работающего экотакси. Взялись и организовали первую точку раздельного сбора в парке на Молодогвардейцев. Потом занялись делами церкви: как раз шло строительство храма. Решили собрать пластик, чтобы сделать из него плитку. Подключились наши прихожане, тоже стали приносить пластик. В итоге собрали где-то 350 килограммов.
Еще 650 килограммов пластика старообрядцам предоставили экоактивисты из движения «Разделяйка». Мусор отвезли на завод. Плитку заводчане сделали бесплатно.
Новый храм и старый молельный дом. Фото: Александр Шестаков
У старообрядчества на Южном Урале исторически сильные позиции. И исторически они связаны с гонениями. После разгрома в середине XVIII века керженских скитов в Нижегородской области и последовавших репрессий в отношении беспоповцев из Выгорецкой обители староверы бежали за Уральский хребет, где их укрыли от преследований промышленники-горнозаводчики. Семьи Демидовых, Мясниковых, Осокиных, Масаловых кто скрытно, а кто и открыто симпатизировали старой вере. Они нанимали старообрядцев на работу, чем выводили их из-под удара: преследовать староверов на Урале власть не решалась — слишком важным считалось горнозаводское дело, слишком не нужны были ссоры с промышленниками.
А вот при Советах репрессии староверов коснулись. В 1930 году сотрудниками НКВД был разгромлен сунгульский скит под Вишневогорском. По воспоминаниям очевидцев, на скит напали ночью, часть жителей убили, а части отрезали руки. В 1937–1938 годах начались массовые репрессии: тысячи старообрядцев из-за религиозной принадлежности были обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены к заточению и расстрелам.
— У нас все практически были репрессированы в советское время. Потому что сама идея коммунизма — «все общее» — противоестественна для нас. Если мы с теми, кто Бога почитает иначе, за один стол не садимся, то как объединить хозяйства? — спрашивает Сергей Вахтомов. — В нашей общине почти у каждого в семье были раскулаченные и репрессированные.
— Моего деда, отца, его братьев и сестер, мою мать раскулачили за то, что они были работящими, — говорит Дмитрий Каргополов, невысокого роста дедушка с длинной бородой, подполковник танковых войск в отставке. — Они построили своими силами в селе Межборное дом в форме креста, были состоятельными, имели свои пашни — за это и раскулачили. А потом насильно вывезли в район Еманжелинска работать на шахты. Вывезли осенью в чистое поле. Отец соорудил какую-то печурку из пластов земли. Дрожали, грелись, один ребенок-грудничок умер. Так и жили 18 лет — с 1930 по 1948 год. Я родился в 1945-м там же, на шахтах. Нас переводили с одной шахты на другую. Мы жили в камышовых домиках. Плели камыши, потом глиной заполняли, штукатурили. При этом наши каторжные работы считались еще «слабым» наказанием в СССР.
Преследовать старообрядцев в Советском Союзе прекратили только с началом перестройки.
После распада СССР представители многих конфессий предъявили государству претензии о возврате имущества. РПЦ в Челябинске вернула себе храм Александра Невского на Алом поле, иудеи получили назад синагогу. А вот южноуральским староверам возвращать оказалось нечего.
— Храм Святой Троицы на Уфимском тракте и молельная, которая находилась на месте современного памятника воинам-интернационалистам, были снесены в 1920 годы, — рассказывает Сергей Вахтомов. — Поэтому мы ничего не можем предъявить: ведь даже фундаменты не сохранились. Хотя исторические документы о принадлежности у нас есть. По сути, мы имеем право на возвращение,
но из-за того, что у нас община малочисленна, нас нельзя использовать как электорат, как средство для формирования общественного мнения.
К нам не приедет губернатор для красивой картинки.
Община старообрядцев-беспоповцев в Челябинске малочисленна лишь относительно масштабов самого города. Но вообще в ней — около 400 человек. Не имея храмов, земель и крупных спонсоров, старообрядцы называют своим главным активом людей: «Храм, который вы видите, воздвигнут силами людей. Мы даже свечи сами изготовляем», — говорит Сергей Вахтомов.
При этом активной миссионерской деятельности староверы не ведут. Наоборот — некоторых даже отговаривают креститься.
— У нас нет соревнования, мол, давайте мы в месяц двадцать человек покрестим. Чтобы принять крещение, надо, во-первых, понять, зачем тебе это. Во-вторых, ты должен перед крещением пройти оглашение: 40 дней надо быть в посте, молиться, соблюдать определенные правила. Когда человек берет на себя крещение, он берет на себя обещание работать над тем, чтобы хвалить Бога. А если человек нарушает это обещание, то, попадая в ад в статусе крещеного, он получает двойное наказание. В этой связи мы очень серьезно относимся к крещению. Некоторым даже не советуем креститься.
Нынешние староверы, отмечает Вахтомов, сильно отличаются от своих предков — реальность другая.
— Дедушка был репрессирован при Сталине, потом отсидел при Хрущеве за тунеядство: в Троицу не вышел работать. Теперь репрессий со стороны государства в отношении нас нет — говорит глава общины. — В бытовом вопросе наша жизнь тоже отличается. Я работаю на нескольких мирских работах. Бывает, что коллеги приглашают пообедать. Я прихожу со своей посудой, хотя должен вообще избегать общения. Часто мы в таких случаях просто стараемся не есть за одним столом.
Не очень-то ладятся у челябинской общины беспоповцев взаимоотношения с чиновниками. Дмитрий Каргаполов вспоминает приезд председателя комитета по взаимодействию с общественными организациями мэрии Челябинска Натальи Сурковой.
— Она пришла к нам, когда весь поселок затопило из-за проблем с водопроводом. Здесь четыре раза в год прорывы были. Только зашла и говорит: «Ой, какое убожество». Развернулась и убежала. Я подумал, может быть, ей душно. Выхожу, а она уже в машине сидит, уезжает.
Во время строительства храма старообрядцам понадобился грунт. Обратились к депутату Владиславу Макарову, ныне главе Советского района Челябинска.
— В итоге он нам привез какой-то строительный мусор. Этим все и закончилось. Не дай бог такой помощи, — говорит Каргаполов.
Зато в последнее время внимание на старообрядцев обратил Владимир Путин: в 2017 году он даже сам приехал к староверам, пусть и к московским. Глава государства впервые посетил старообрядцев со времен раскола.
— Почему у него к нам интерес? — задается вопросом Каргаполов. — Здесь политики нет. Путин, наверное, хочет разобраться, понять старообрядчество, ему это интересно. Но пока конкретного результата нет, всего лишь любопытство.
Александр Шестаков,
Челябинск
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»