Цезарь Тохосашвили на суде и при задержании в Киеве. Фото: Служба безопасности Украины
На прошлой неделе в Киеве задержали одну из ключевых фигур «Исламского государства»(организация запрещена в РФ. — Ред.) — Аль-Бара Шишани. Им оказался гражданин Грузии Цезарь Тохосашвили, он был заместителем «министра войны» ИГ Умара Шишани.
В 2017 году появились новости о том, что Аль-Бара вместе с женой и детьми был убит при побеге из Ракки, когда на сирийскую часть территорий «Исламского государства» началось масштабное наступление. Однако, по данным Службы безопасности Украины, которая задержала его вместе с ЦРУ и МВД Грузии, Тохосашвили сбежал сначала в Турцию, а в 2018 году по поддельным документам заехал в Украину.
Кем был Аль-Бара?
Цезарь Тохосашвили родился в селе Омало в Панкисском ущелье на севере Грузии, на границе с Дагестаном и Чечней. В ущелье несколько сел, в них проживает около 10 тысяч человек, почти все — этнические кистинцы, чеченцы, несколько веков назад переселившиеся на территорию современной Грузии. Несколько сотен — чеченцы, сбежавшие от первой и второй войн за независимость Ичкерии в конце 90-х – начале нулевых.
Во времена второй чеченской войны, в самом начале нулевых, Цезарю было около пятнадцати лет и, по словам его бывшего соратника, он участвовал в партизанских вылазках в горы на границе с Россией и следил за перемещениями федеральных войск. Всего из Панкисского ущелья в Сирию уехало, по разным данным, от 50 до 200 человек. Большинство из них присоединились к «Исламскому государству», некоторые — к другим группам боевиков. Например, Муслим Шишани, он же Мурад Маргошвили, воюет в районе Латакии на севере Сирии до сих пор, под крылом «Аль-Нусры» (организация запрещена в РФ. — Ред.).
По словам исследователя Фонда международных и стратегических исследований Грузии Алеко Квахадзе, Цезарь Тохосашвили до того, как стать заместителем военного министра Умара, воевал в группе с Муслимом Шишани. Однако у них произошел личный конфликт, вылившийся в стрельбу. Цезарь получил серьезное ранение руки и долго лечился в Турции. А когда вернулся в Сирию, решил создать собственную группу, но оказался без ресурсов ее содержать. Тогда Цезарю предложил перейти в ИГ чеченец Ахмед Чатаев.
Ахмед Чатаев. Фото: youtube.com
Чатаева называли организатором теракта в Стамбульском аэропорту в июне 2016 года, когда погибли 43 человека и более 240 оказались ранены. По словам Квахадзе и других источников, знакомых с расстановкой сил в северокавказском составе ИГ, Ахмед Чатаев руководил тайной полицией «Исламского государства» — Амнията. Он специализировался на вербовке в ИГ и организации спецопераций и терактов. Цезарь Тохосашвили стал заместителем своего товарища, «министра войны» ИГ Умара Шишани (Тархан Батирашвили, также уроженец Панкисского ущелья) и присоединился к координации Амнията вместе с Чатаевым. Интересно, что в конце 2017 года, после долгого затишья, Чатаев вернулся в Грузию (каким образом — вопрос к грузинским спецслужбам, на который они до сих пор не ответили), где его обнаружили сотрудники ЦРУ вместе с грузинским МВД. Позже была опубликована перехваченная аудиозапись из мессенджера, в которой тот говорил одному из главных палачей ИГИЛ, выходцу из Карачаево-Черкессии Абу Джихаду, что планирует теракты в Грузии.
СБУ утверждает, что Тохосашвили продолжил заниматься координацией Амнията, перебравшись в Украину.
По словам источника в СБУ, он общался с членами ИГ, проживающими на территории страны.
Стена в музее истории Панкисского ущелья в поселке Дуиси (Грузия). Фото автора
В Украине был ИГ?
Украина редко попадает в новости в одной связке с «Исламским государством». По данным, которые есть в открытых источниках (линк), число украинцев, ушедших воевать за террористов в Сирии, не превышает 50 человек. Служба безопасности Украины в течение 2014-2018 годов периодически сообщала о задержании тех или иных «представителей Исламского государства». Правда, иногда журналистам и активистам удавалось выяснить, что задержанные никогда не были на Ближнем Востоке и не имели никакого отношения к терроризму (например, вот несколько историй).
В Украине никогда не существовало группировок, которые бы публично заявляли о поддержке «Исламского государства», призывали к терактам в стране либо брали на себя ответственность за какие-либо преступления ИГ. Тем не менее, в интервью, которые автор этого текста проводила с бывшими членами ИГ, они сообщали, что в нескольких украинских городах живут так называемые «болельщики» — люди, симпатизирующие деятельности «Исламского государства». Их симпатии проявляются, например, в том, что они могут пересылать членам ИГИЛ деньги, компенсировать дорожные расходы либо помогать попасть на контролируемую террористами территорию. По крайней мере, такой ситуация была до разгрома ИГ в Сирии.
Почему Украина стала местом, где легко спрятаться?
С тех пор, как в Ираке и Сирии начались масштабные военные операции по уничтожению «Исламского государства», боевики стараются бежать в более спокойные страны. Основная страна — Турция, через которую и проходила ключевая часть трафика членов ИГ из неарабских стран. Некоторым удается проникать на территорию европейских государств под видом беженцев. Кто-то даже пытается вернуться домой (например, в Киргизстан вернулись десятки бывших членов ИГ, многие уже успели отсидеть за это тюремный срок). А кто-то выбирает государства со слабой системой внешней защиты и слабым внутренним контролем — молодые демократии вроде Украины.
В интервью, которые давали бывшие участники «Исламского государства», сбежавшие в Украине, они рассказывали, что Украина является удобным местом, чтобы прятаться. Среди причин называют родственный язык, нейтральное отношение к мусульманам в обществе, убеждение, что Украина не экстрадирует иностранцев странам с авторитарным режимом, а также простоту получения поддельных документов за счет коррупции. Большинство из этих убеждений — заблуждение. Однако похожие причины называют и политические беженцы, вынужденные уезжать от преследований из России, Казахстана, Узбекистана и других стран. Например, в сентябре 2018 года украинская прокуратура по запросу России экстрадировала уроженца Ингушетии Тимура Тумгоева, находившегося в процессе запроса на получение статуса беженца, что запрещено Европейской конвенцией по правам человека. Когда Тумгоев оказался в России, по словам его представителя, его неоднократно избивали в следственном изоляторе.
По информации МВД Грузии, Цезарь Тохосашвили будет экстрадирован на родину.
Как и почему эту проблему игнорировали?
Украинские власти избрали позицию замалчивания проблемы. Источник в руководстве СБУ в беседе с автором этого текста говорил, что существует договоренность с несколькими странами Европы о том, чтобы не афишировать детали задержания членов «Исламского государства» и не привлекать тем самым внимания террористов.
Кроме того, некоторые чиновники любую информацию, касающуюся присутствия бывших либо действующих членов ИГ в Украине, называли дезинформацией со стороны Кремля, запущенной для того, чтобы очернить страну. Например, в 2017-2018 годах тогдашний заместитель министра информационной политики Дмитрий Золотухин не раз выступал по поводу того, что сообщения в СМИ про игиловцев в Украине — это «информационная спецоперация России». В 2019 году министерство под его авторством даже выпустило издание «Белая книга» про российские информационные операции против Украины, в котором он описал этот кейс как доказанный факт.
Однако арест одного из лидеров «Исламского государства» в Киеве спустя более года после того, как он прибыл в страну, и тот факт, что он координировал других членов ИГ, живущих в Украине, говорит о том, что проблема продолжает существовать.
Автор: Катерина Сергацкова, главный редактор сайта «Заборона».
Оригинал на Hromadske.ua.
Опубликовано при поддержке Медиасети.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»