Колонка · Культура

«Сколько Украине требуется унитазов?»

Как федеральные телеканалы наказ президента Путина выполняют

Ирина Петровская , Обозреватель «Новой»
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»
В эфире ток-шоу «Кто прав» на канале «Россия 1» произошло очередное боестолкновение. На сайте программы этот фрагмент вывешен отдельно под заголовком «Новости проекта». То есть дракой создатели программы гордятся и хотят, чтобы ее увидело как можно больше зрителей. Драка как двигатель рейтинга.
Украинский эксперт Василь Вакаров во время обсуждения украинских проблем заявил, что больше вреда, чем Америка, никто Украине не нанес. Стоявший рядом американский журналист и политолог Грэг Вайнер (он же уроженец СССР Григорий Винников, когда-то эмигрировавший в США, но недавно вернувшийся в Россию) начал Вакарову возражать. Ну и не сдержался горячий украинский парень. Со всей силы пнул обидчика — да так, что тот отлетел на несколько метров к студийной стенке, ударился об нее головой и отключился.
После рекламной паузы ведущий Дмитрий Куликов строго предупредил других участников: «Спорьте, сколько хотите, но не сметь размахивать руками и приближаться друг к другу. Сейчас Грэга Вайнера осматривают медики, а Василь Вакаров удален из студии. Мы продолжаем нашу дискуссию».
И «дискуссия» действительно продолжилась. А всего через несколько часов после «недопустимого инцидента» возмутитель спокойствия как ни в чем не бывало уже стоял в студии у Владимира Соловьева, где вновь обсуждали Украину. В Сети гуляет шутка: «Если российскому пропагандисту отрубить голову, она (голова) еще несколько минут будет говорить про Украину».
Примерно полтора месяца назад на Валдайском форуме украинский политолог Михаил Погребинский пожаловался Владимиру Путину на то, что российские телеканалы выставляют Украину «не в очень симпатичном виде». «Не кажется ли вам, что пора ну как-то поменять эту редакционную политику, эту линию?» — спросил он у российского президента.
Путина вопрос удивил — он вроде не замечал прежде такого перекоса в редакционной политике российских телеканалов. Но при этом согласился с оппонентом: мол, мы не должны выставлять нашего соседа и нашего — без всякого преувеличения — брата «в каком-то невыгодном свете».
Многие тогда подумали, что уж теперь-то российские телеканалы пересмотрят свою политику в отношении Украины и как минимум поменяют оскорбительную для «соседа и брата» риторику и интонацию.
Шли дни и недели. Недавно добавил масла в огонь Максим Галкин на концерте в Новосибирске, где тоже прошелся по коллегам-телевизионщикам, бесконечно перемывающим кости Украине и украинцам: «Вы нам все время рассказываете про Украину. Меня так это достало, я ж не в Украине живу! Вы про нас расскажите! Такое ощущение, что у нас все наладилось и осталось только вот украинцам помочь». Спич Галкина сопровождался одобрительным гулом публики, смехом и оглушительными аплодисментами. Иные СМИ даже заговорили о юмористе как о возможном претенденте на пост президента России. Зеленский-то вон смог попасть из юмористов в президенты!
Однако ж ни рекомендация нынешнего российского президента, ни издевка будущего (возможно) главы страны — никак не повлияли на эту самую редакционную политику федеральных каналов. Достаточно зайти на их сайты и просто прочитать темы основных общественно-политических ток-шоу:
одна сплошная Украина с редкими вкраплениями отечественных проблем — типа убийства и расчленения студентки душегубом-доцентом.
Вот, к примеру, программа «60 минут», которая выходит в эфир канала «Россия 1» дважды в день — утром и вечером и считается вполне респектабельной, где участники хотя бы не бьют друг другу морды, в отличие от других ток-шоу.
В минувшую среду «60 минут» обсуждали возврат Россией захваченных украинских военных кораблей и последовавшее затем заявление главкома ВМС Украины о том, что с кораблей исчезли плафоны, розетки и унитазы.
«В чем только нас ни обвиняли, но в краже унитазов… такого еще не было… Три магнитофона, три камеры, замшевые куртки — три. Все, что нажито непосильным трудом», — глумится ведущая Ольга Скабеева, цитируя героя фильма «Иван Васильевич меняет профессию». — За пропавшие унитазы замминистра пообещала России вжарить». Гость-политолог, скабрезно хихикая, развивает тему: «Как ее могут жарить — это я могу себе представить. Как она может жарить Россию — не представляю». Эту цитату выводят на плазму под одобрительные смешки ведущей. Другой ведущий «60 минут» Евгений Попов, не давая экспертам с Украины слова сказать, заходится в издевательском крике:
«Ваш командующий врет на весь мир, что мы что-то у вас стащили. Зачем нам ваши плафоны и розетки? Сколько вам требуется унитазов?»
После унитазов переходят на отношения США и Украины: «Посол США в Украине сказал Трампу: «Зеленский любит вашу задницу и сделает все, что вы ему скажете». В последние дни пятая точка лидирует в американской демократии. Простите, что мы вам об этом рассказываем, но мы не можем промолчать… С одним из демократов в эфире произошел конфуз физиологического характера. Приступ метеоризма, и, конечно, он говорил про Украину. Кто испортил атмосферу во время эфира?»
Продемонстрированный ролик с характерным непристойным звуком, сопровождавшим выступление конгрессмена, вызывает взрыв смеха в студии, хотя Скабеева и упоминает скороговоркой, что это оказался звук передвигаемой по столу кружки. Но прикольнее, разумеется, причина, озвученная ими перед демонстрацией ролика. Повторю: это солидное как будто общественно-политическое ток-шоу на главном государственном канале страны.
ФСБ даже выпустила видеоопровержение на слова украинской стороны о краже унитазов с военных кораблей. Кадр с видео ЦОС ФСБ
Краже унитазов с украинских кораблей посвятил отдельный монолог и ведущий программы «Время» на Первом канале Кирилл Клейменов, вообще знатный затейник, отважно раздвигающий строгие границы информационного жанра. «Да, унитазы мы украли, — с притворным вздохом признает он. — Тут важно понимать, что главком ВМС Украины — он ведь не моряк, он танкист… Теперь, что имеет в виду главком под словом «унитаз»? Вот как выглядит отхожее место на украинском боевом корабле данного класса». На большом экране появляется что-то типа медицинского судна, которое волей автора помещено на башню… танка.
В этой сортирно-унитазной тематике все они чувствуют себя как рыба в воде.
И юмор у них настолько безобразный, что чувствительные зрители скоро будут отгонять от пропагандистских шоу детей — дабы не набрались от телевизора непристойностей самого мерзкого пошиба. А «соседа и брата» они любят и жалеют — с властью ему не повезло, это да. Как, брызгая слюной, орал Соловьев, адресуя свою ярость украинской власти, «вы, сволочи, сидите с хомячьими мордами, украли деньги у пенсионеров, у матерей. Народ пожалейте!»