Сюжеты · Общество

«Агу» — находка для шпиона

Молодой отец пытался впечатлить жену, а обрадовал ФСБ

Дарья Зеленая , «Новая газета»
Оперативная съемка задержания. Кадры ЦОС ФСБ / РИА Новости
Летом 2019 года сотрудники ФСБ раскрыли «шпиона» — жителя подмосковного Зеленограда и молодого отца Дениса Кабрера. Оказалось, что уже год Денис ходил под 138-й уголовной статьей и пытался «сбыть специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации», но сам об этом не подозревал. Он просто разместил объявление о продаже ненужного ему технического оборудования на популярном сайте «Юла».
Однако тут всполошились бдительные сотрудники спецслужбы. По версии ФСБ, Денис пытался продать именно «специальные технические средства» (СТС). Ими оказались две камеры видеонаблюдения, которые Денис использовал как видеоняню для своего трехлетнего сына Владика. Камеры «внешне напоминают стандартные лампочки»: они вкручиваются в цоколь, питание берут от сети — у них нет своего аккумулятора, а значит, предназначены для шпионской деятельности, рассудили в ФСБ.
Денис Кабрер. Кадр из видео программы «Экстренный вызов» / Youtube
Год назад Денис купил эти камеры на сайте Aliexpress, просто забив в поисковике «камеры-лампочки». На сайте «шпионские» гаджеты прикрывались упаковкой с изображением счастливой белозубой семьи.
Почему Денис выбрал не обычную видеоняню? Он объясняет: «няня» стоит около 10 тысяч рублей, а камера видеонаблюдения — около 3 тысяч. Но больше всего ему хотелось удивить жену Марию:
— Когда мы включили их впервые, камеры начали громко орать на китайском — так они проверяют работоспособность собственных систем. И только потом включается индикация и боковые фонари, начинается трансляция. Все бы хорошо, но оглушающий фальцет на китайском пугал малыша.
Жена покупкой не впечатлилась. И камеры решено было продать.
Страница интернет-магазина, где продается камера-лампочка. Кадр из видео программы «Экстренный вызов» / Youtube
Где-то год объявление о продаже «орущих» камер пылилось на «Юле». За это время фээсбэшники позвонили дважды.
— Сначала спрашивали, видно ли эту лампочку. Я им говорю: «Да, видно. Она на виду висит прям в центре комнаты, у нее ярко выражен объектив, плюс еще светодиоды эти, индикация есть… Она громко включается».
Через несколько недель позвонили опять и спрашивали про аккумулятор: есть он или нет. Оба раза они добивались признания, что эти «лампочки» — скрытые камеры, но Денис настаивал на своем.
— Я работал в системах видеонаблюдения и был инженером технической поддержки три года, потом системным администратором, то есть в технике разбираюсь, — говорит Денис Кабрера. — Я слышал об этой статье, но был уверен, что эти камеры не относятся к СТС, потому что производитель позиционирует их как устройство для наблюдения за маленькими детьми. Поэтому звонки из ФСБ меня не беспокоили.
Детская в квартире Дениса. Денис показывает, где была вкручена лампочка-камера. Кадр из видео программы «Экстренный вызов» / Youtube
Наконец этим летом нашелся покупатель. Встретиться договорились на ВДНХ, чтоб его «не гонять в Зеленоград». Денис заодно прихватил с собой жену с сыном — прогуляться. В дороге ему позвонили из ФСБ с вопросом, нет ли у него еще таких камер.
— Я передал камеру, покупатель передал деньги. Вдруг прибегают трое в штатском, я такой: «Что происходит?» Они: «Вы нарушаете, вы продали камеру. Это незаконно».
— «В смысле «незаконно»? На «Юле» уже нельзя продавать подержанное оборудование?».
Оказалось, Денис стал участником контрольной закупки. «Штатские» изъяли камеры, составили протокол и попросили объяснительную, почему Денис купил их и при каких обстоятельствах. Он рассказывает об этом легко — абсурдность ситуации до сих пор смешит его.
Во время контрольной закупки жена с сыном гуляли на детской площадке неподалеку.
А через полгода Денису позвонили и сообщили, что против него возбуждено уголовное дело по статье 138 ч. 1 за попытку сбыта «шпионского оборудования». Экспертиза, проведенная в ФСБ, показала: «устройства имеют признаки специальных технических средств для негласного получения информации». Ситуация действительно абсурдная.
Объектив камеры расположен на «донышке» корпуса лампочки. Кадр из видео программы «Экстренный вызов» / Youtube
Дело в том, что со 2 августа 2019 года в 138-й статье УК РФ о «незаконном обороте специальных технических средств» действует поправка. Согласно ей, к специальным техническим средствам больше не относятся приборы, которые свободно можно купить и использовать в бытовых целях и которые открыто фиксируют информацию, и тем более на которых есть «органы», оповещающие о начале работы.
Напомню, на эту статью законодатели обратили внимание после ежегодной пресс-конференции Владимира Путина в 2017 году. На ней журналисты рассказали президенту историю фермера Евгения Васильева из Курганской области. Васильев заказал из Китая GPS-трекер для теленка — животное постоянно отбивалось от стада. Когда фермер получал посылку, его прямо на почте задержали фээсбэшники, фактически обвинив в шпионаже. Многодетному отцу и инвалиду III группы Васильеву грозило 4 года колонии. Путин возмутился, дело против Васильева закрыли, а статью смягчили. Несмотря на это, сотрудники ФСБ до сих пор действуют по принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть». Поэтому
такие новички, как Денис, по-прежнему десятками «украшают» статистику работы ФСБ: за ними следят, на них заводят уголовные дела, их судят.
Выиграть такие суды, несмотря на их очевидную абсурдность, очень сложно.
«Терпил», прошедших жернова фээсбэшной шпиономании, набралось уже целые форумы в интернете, они создают группы в социальных сетях, где делятся опытом и дают советы новичкам. А новички все прибывают. Ведь устройства, которые легко можно подвести под «специальные технические средства», можно свободно купить на любом сайте объявлений.
В отношении Дениса Кабрера все еще ведется следствие. Ему грозит штраф от 200 тысяч рублей или четыре года тюрьмы.
а что я могу сделать?<br> &nbsp;
Подписать петицию в защиту Дениса на платформе Change.org.