30 октября депутаты Мосгордумы одобрили кандидатуры мировых судей на 17 столичных участках. Их в гордуме представляла председатель Мосгорсуда Ольга Егорова.
В начале заседания депутат от партии «Яблоко» Евгений Бунимович напомнил о том, что 30 октября — День памяти жертв политических репрессий и что накануне в Москве у Соловецкого камня прошла акция «Возвращение имен». Его тут же прервал председатель Алексей Шапошников, который сказал, что это не относится к теме заседания. «Этот вопрос, к сожалению, всегда актуальный в России, мы должны выразить свое мнение по поводу дня памяти жертв политических репрессий, и минута молчания была бы совершенно естественной в такой ситуации», — возразил Бунимович.
После этого обсуждали один из главных вопросов, стоящих на повестке, — городской бюджет на ближайшие три года (который на том же заседании приняли в первом чтении).
Постановление о назначении 17 мировых судей депутаты тоже сразу одобрили. Презентовала кандидатов председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, подчеркнувшая, что у каждого из них не менее пяти лет стажа работы, как этого требует федеральный закон.
После этого депутаты задавали вопросы. В частности, Олег Шереметьев спросил у Егоровой, какие главные критерии для отбора кандидатов. «Знание закона, честность, справедливость и порядочность», — заявила она. Наталия Метлина спросила, почему большинство кандидатов — это выходцы или из судов, или из органов следствия, или из органов прокуратуры, а людей из адвокатского сообщества мало. По словам Егоровой, «все, кто закончил хорошие вузы, считают, что они стоят дорого. <…>
Работа мирового судьи очень престижная, но малооплачиваемая. Поэтому адвокат, который может заработать деньги, никогда не пойдет в мировые судьи».
При этом она отметила, что в мировые судьи «с удовольствием берут и адвокатов».
Адвокат Максим Пашков прокомментировал «Новой газете», что мировыми судьями сейчас не только адвокаты, но и прокуроры становятся достаточно редко: «В основном корпорация черпает ресурсы из себя. Прокуроры тоже сейчас — счастливое прошлое».
Депутат Сергей Савостьянов, который в прошлом сам был судьей, объяснил, что адвокатам «сама система не позволяет пройти сквозь сложную систему отбора. Процесс прохождения их документов достаточно длительный, и в них зачастую находят недостатки».
Вопросы вызвал и возраст людей, готовящихся стать судьями. Согласно федеральному закону, нижняя возрастная планка — 25 лет. «Федеральный закон говорит, что судьей можно стать в 25 лет, имея стаж по правовой работе не менее пяти лет. Раз федеральный закон им разрешил, то мы и принимаем документы», — рассказала Егорова. «Насколько 25-летний человек может решать судьбы других людей — вопрос дискуссионный. Я полагаю, что это слишком низкая планка для суда», — говорит Пашков. По его мнению, судьей человек может становиться по крайней мере в 40 лет, «когда у него уже сформировалась определенная жизненная позиция, он уже с определенным жизненным опытом».
Депутат Евгений Ступин, который также работает адвокатом, спросил у Егоровой, почему происходит так, что в судах зачастую очень долго приходится ждать заседания. «Мы работаем с большой нагрузкой, в этом году уже рассмотрели свыше двух миллионов дел и материалов, <…> и каждый год идет прирост по 25%, — рассказала Егорова. — Я неоднократно ставила вопрос об увеличении численности [сотрудников], но, к сожалению, не я эти вопросы решаю, их решает Верховный суд и закон федеральный, потому что определенное число судей закрепляется федеральным законом».
«Очень большое количество заявлений, очень большое количество исков. Московские суды, конечно, капитально перегружены», — отмечает Пашков. По его словам, сейчас для судей важную роль также играют сроки рассмотрения дел.
«Если сроки сжимаются, представьте себе, у судьи назначено 20 дел, еще их дергают за сроки, о каком правосудии может идти речь?» — говорит он.
Что касается самого процесса, то депутат Савостьянов отмечает, что Мосгордума, по его мнению, является своеобразным фильтром, ведь многие из мировых судей позже становятся федеральными. Он отметил, что система нуждается в модернизации. «У нас в стране нет ни одного субъекта Российской Федерации, где норма федерального закона была бы реализована так, что мировых судей избирает население на муниципальных выборах. Хотя моя принципиальная позиция в том, что не надо бояться эту мировую юстицию приблизить к людям на тех же самых муниципальных выборах, на которых выбирают муниципальных депутатов. <…> Принижать понимание нашим населением компетентности не нужно». Также Савостьянов рассказал, что голосовал за изменение структуры мировых судей в связи с кадровыми изменениями. «Структура нуждается в приведении в соответствие, система нуждается в модернизации», — отметил он.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»