Олегу Кононову устами Леонида Федуна продлили кредит доверия «по крайней мере до декабря». Обычно подобные заверения сигнализируют о близкой отставке, и то, что это может произойти уже в ближайшем туре после матча с «Уфой», совсем исключить нельзя.
Как «Спартак» с Кононовым в кратчайший срок дошел до жизни такой, доподлинно никому неизвестно. Кажется, еще вчера эксперты взахлеб хвалили красно-белых, и даже такой маститый спартаковец, как Евгений Ловчев, повинился в том, что рано похоронил родной клуб. Видимо, сочувствующие настолько стосковались по результатам, что даже локальный успех был принят за долгожданный прорыв: оказывается, новые и старые спартаковцы бегут, прессингуют, играют с огнем в глазах, впору замахнуться на Лигу Европы, не говоря уже про чемпионство в премьер-лиге. Шюррле — красавец, Тиль — откровение, Бакаев — монстр, все приобретения «в кассу», мы, наконец, увидели новый «Спартак», пусть совсем не тот, о котором долго говорили и сам Кононов, и руководство, и ближайшее окружение. Но какой смысл вспоминать о бесковско-романцевском кружевном футболе, когда побеждать надо?!
Недолго музыка играла. Португальская серенькая «Брага» вылила ушат холодной воды на излишне восторженные головы, главный тренер не без скорби в голосе объявил, что теперь можно сосредоточиться на внутренних турнирах, после чего команда, на пару недель обнадежившая поклонников, посыпалась.
Все, кто накануне восхищался невесть откуда взявшейся крутизной красно-белых, развели руками. И «прорыв» возник из ничего, и провал тоже, хотя второе для «Спартака» последнего года куда привычнее.
Стоит вспомнить, что все задачи, поставленные руководством перед сменившим Массимо Карреру Олегом Кононовым (выход в плей-офф Лиги Европы, победа в Кубке России, попадание в тройку призеров премьер-лиги), были в прошлом сезоне блистательно и показательно провалены. Объяснение руководства, что задачи носили мотивирующий характер, выглядели неуклюже и только добавили раздражения без того разгоряченной и разобщенной армии поклонников красно-белых. На Кононова, однако, всех собак вешать не стали — работа вредная, давление непомерное, чемпионский состав свой потенциал исчерпал, а для строительства нового «Спартака» нужно время и люди.
Первый и самый важный «людь» нашелся в лице молодого и амбициозного менеджера Томаса Цорна, который после нескольких пертурбаций в руководстве занял место генерального директора. Получив от Леонида Федуна карт-бланш, он и начал расчищать завалы под новый «Спартак» и вроде как под Кононова.
Масштабы поражали воображение, уверенные объяснения вызывали уважение: новая команда строится по-европейски, на перспективу и на решение ближайших задач.
Аренда автора золотого гола на мундиале-2014 Андреа Шюррле стала сенсацией, приобретение молодого голландского полузащитника Гуса Тиля за 15 с лишним миллионов евро никого особенно не удивила, покупка чешского опорника Алекса Крала стоила раз в десять больше реальной цены (12 миллионов вместо двух с половиной), но почти 40 миллионов евро, потраченных на трансферы, оправдывались насущной необходимостью. В свете семи приобретений расставания с Фернандо, Зе Луишем и Луисом Адриану уже не казались катастрофическими: бери и строй при полной поддержке.
Все как будто забыли, что Шюррле никогда не был системообразующим игроком — скорее форвардом момента, а карьера 28-летнего футболиста давно идет вниз. Что Гус Тиль и только-только пополнивший ряды «Спартака» Алекс Крал еще слишком молоды и нестабильны, чтобы взять на себя бремя лидерства. Да, первые двое пофеерили в паре-тройке матчей, но удивительно быстро сдулись.
Но главное не в этом. Даже короткий момент откровения ничего не прояснил в игровой концепции Олега Кононова. Новобранцы, включая Зелимхана Бакаева, удачно сыграли «от себя», на свежачка, и если это вкупе с явлением нового бомбардира в лице центрального защитника Самуэля Жиго было принято за зачатки нового стиля, то тут эксперты жестоко ошибались.
Олег Кононов. Валерий Шарифулин/ТАСС
Избавившись от бремени Лиги Европы, красно-белые уныло сползли в обычное состояние команды, которая не знает, во что играть. Домашнее поражение от «Зенита» было огорчительным, но еще не выглядело совсем безнадежным. Дальше был большой перерыв на матчи сборных, во время которого Кононов имел все возможности привести команду в чувство.
Плоды этой работы мы увидели в домашней встрече с «Уралом», который в нынешнем сезоне отнюдь не блещет. В первом тайме хозяева еще как-то держали фасон, и Жиго привычно забил уже четвертый гол.
После перерыва, получив, очевидно, правильные указания от тренера, «Спартак» в оптимальном своем составе, со всеми звездными новобранцами, предстал командой разваленной и беспомощной.
Ему еще повезло, что «Урал», который делал все что хотел, забил только дважды. Зрелище было настолько грустным, что только ленивый не задал риторический вопрос: чем же занимался во время перерыва главный тренер, знает ли Кононов вообще, как строить команду, и как долго продлится этот процесс?
На следующий день руководство клуба встречалось с владельцами абонементов, и вполне в духе сказки Андерсена о новом платье короля один юный болельщик спросил, почему Карреру за три поражения уволили, а Кононова — оставляют. Мальцу и всем присутствующим объяснили, что, когда с Кононовым придут победы, все будут довольны.
Это стиль — не спартаковской игры, а объяснений и разъяснений. Тот же Томас Цорн в пространном интервью по полочкам разложил и почти каждый трансфер, и целеполагание, и перспективы. В изложении молодого, да раннего специалиста чувствовалась уверенность бизнесмена и менеджера, но отнюдь не мудрость поварившегося в футбольном котле руководителя.
Эта уверенность настолько резко контрастировала с нынешней игрой красно-белых, что, казалось, речь идет о разных командах.
После уральской пощечины промелькнуло сообщение, что Кононов, не проработав и года, попросился в отставку, но это было тут же опровергнуто. Нет, не подавал, не собирается, доверие полное. По крайней мере, до декабря.
У «Спартака» вполне комфортный график игр до зимнего перерыва, перенапряжение в связи с вылетом из Лиги Европы не грозит, но нечто подобное уже было весной, когда щадящий, казалось бы, график без топ-соперников вместо борьбы за чемпионство обернулся унылым провалом. Нынешнему «Спартаку» забивают все кому не лень, причем из раза в раз после одних и тех же ошибок. А забивать самому, кроме защитника Жиго, оказывается, некому.
По всему Олегу Георгиевичу Кононову, хорошему человеку и, видимо, неплохому специалисту, мучиться в «Спартаке» осталось недолго. Не случайно же в кулуарных разговорах давно всплывают известные фамилии на замену — и Курбана Бердыева, и даже Станислава Черчесова, которому якобы позволят совмещать две должности и который, наконец, наведет порядок в перманентно разобранном футбольном хозяйстве Федуна. Расставаться с Кононовым владельцу клуба невыгодно, но, очевидно, придется.
Если не случится чего-то экстраординарного — к примеру, Олег Георгиевич снимет пресловутый пиджак (элегантность тренера у болельщиков определенно не в чести), засучит рукава и наглядно продемонстрирует наконец игрой, чего он от футболистов хочет. На худой конец, сменив стиль с мягкого на жесткий, даст команде хорошего пинка, чем поднимет дух своего разобранного разношерстного воинства. Последнее совсем на Кононова не похоже, но другого выхода у него, пожалуй, нет.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»