До проведения первых аукционов по распределению квот на вылов краба остается три недели. С 7 по 15 октября будет разыгран 41 лот со средней стартовой ценой в несколько миллиардов рублей. Стартовая цена установлена — более 125 миллиардов рублей. Сумма солидная, но, как неоднократно рассказывала «Новая газета» (№ 99 от 6 сентября 2019 г., № 91 от 19 августа 2019 г.), реальная цель авторов и лоббистов реформы — в изменении правил игры в пользу новых крупных игроков, обладающих административным и финансовым ресурсом. Они активно продавливали свою позицию в парламенте и правительстве, а если встречали сопротивление, то обращались напрямую к президенту. Последний из опубликованных нами анонимных (!) документов, получивших однако резолюцию Владимира Путина, касался как раз проведения аукционов. Авторы письма в командном тоне расписывали, какое ведомство (включая ФСБ) виновато в волоките, кто и как именно должен ускориться, чтобы аукционы прошли в срок. И правительство, несмотря на сезон отпусков, действительно напряглось и выпустило необходимые постановления. Но как режим форсажа сказался на качестве процедуры?
Нормативная база, которую готовили под давлением сразу несколько ведомств, оказалась сырой и внутренне несогласованной. Для нашей бюрократии дело, в общем-то, привычное, но тут поверх базы предполагается высокотехнологичная надстройка — а именно, проведение аукциона в электронной форме. То есть использование специализированного программного обеспечения, включающего в себя финансовые транзакции и шифрование данных. Это сейчас тоже тренд, государство стремится загнать «в цифру» как можно большее количество процедур со своим участием, начиная от проверки школьных дневников и заканчивая электронным голосованием, впервые применявшимся 8 сентября на выборах в Мосгордуму.
С голосованием, как вы знаете, вышел скандал. Оппоненты этой системы заранее указывали на ее уязвимость и непрозрачность. Если бумажные бюллетени и протоколы всегда можно пересчитать и перепроверить, то электронное голосование работает по принципу «черного ящика». И когда результат работы «черного ящика» резко расходится с реальностью, неизбежно возникают вопросы. Более того, по ходу единого дня голосования система зависала, в том числе на длительный период, примерно на час, что официально подтвердил и Департамент информационных технологий. Что-то подобное наверняка может произойти и на грядущих крабовых аукционах.
Зависание любого информационного сервиса — в принципе, обычная и неизбежная история. Особенно на этапе запуска. Но для этого и существуют процедуры отладки и тестирования. А крабовые аукционы предполагается проводить сразу на огромных объемах и «с листа».
Вероятно, это была одна из причин, по которой от возможности провести крабовые аукционы (и неплохо на этом заработать) отказались ведущие российские площадки — Сбербанк-АСТ и ЭТП Газпромбанк. Видимо, репутация дороже.
В итоге опасная миссия была доверена электронной торговой площадке «Российского аукционного дома» (ЭТП РАД). Кстати, ее вхождение на рынок госзаказа двумя годами ранее само по себе было скандальным и чем-то напоминало историю с крабовыми аукционами. ЭТП РАД была добавлена в список специализированных площадок постановлением правительства без всяких конкурсных процедур. И теперь, видимо, оправдывает оказанное доверие.
Правда, со стороны пользователя пока получается не очень. Как сообщили «Новой газете» возможные участники аукционов, которые пытались подать заявку, они не могут даже зарегистрироваться в системе. Неформально им это объясняют тем, что для проведения крабовых аукционов был спешно создан гибрид из норм для проведения госзакупок и норм закона о рыболовстве, который действующая программа переварить не может. И нет никаких гарантий, что за три недели системные ошибки удастся исправить.
Специалисты в сфере IT, опрошенные «Новой», также отметили серьезные технические проблемы. В частности, площадка не защищена от DDoS-атак, которые сейчас может устроить любой злоумышленник. Кроме того, у администраторов есть возможность выставлять дополнительные фильтры и менять временные интервалы работы площадки таким образом, что пользователю это увидеть будет невозможно.
Так что просматриваются два варианта, один хуже другого. Во-первых, аукционы могут технически не состояться в намеченные сроки из-за неготовности системы. Тогда зачем была нужна эта дикая спешка с отзывом из отпусков половины правительства? Во-вторых, если аукционы как-нибудь проведут, однозначного доверия к их результатам все равно не будет, как это произошло с тем же электронным голосованием в Москве. А далее перспективы судебных исков и невозможность выделения квот до завершения юридических процедур.
Получается, что лоббисты загнали в угол и себя, и всю отрасль.
Но это и неудивительно в ситуации, когда под видом реформы организуется банальный передел рынка в пользу избранных игроков.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»