Сюжеты · Культура

«Видали и пострашнее»

Хедлайнером 32-й Международной книжной ярмарки в Москве стал Фредерик Бегбедер

Сергей Лебеденко , судебный отдел, корреспондент
Фредерик Бегбедер. Фото: РИА Новости
— Школа началась! Хватит отдыхать! — зазывал с установленной у арки главного входа на ВВЦ сцены некий молодой человек. Но в приуроченных ко Дню города конкурсах посетители выставки участвовать не хотели, все шли отдыхать.
На протяжении нескольких последних лет 75-й павильон ВДНХ, где традиционно проходит ММКЯ, можно было узнать по очереди, огибающей здание. Но в этом году вместе с буквой «В» (всероссийская) в названии исчезла и логистическая неразбериха: организаторы скорректировали систему прохода, а вход переместился из глухого предбанника в глубине павильона прямо в основной зал, где в этом году пришедших встречал павильон эмирата Шарджи — почетного гостя ярмарки, который в этом году стал «Всемирной столицей книги» по версии ЮНЕСКО. Широкий, хорошо освещенный павильон, выстроенный в духе аравийской архитектуры, вместил несколько книжных стендов и небольшую выставку традиционной одежды. Программа стенда включала дискуссии о современной прозе и поэзии и даже паблик-ток об арабской фантастике, но в последний день ярмарки на стенде было пустовато.
Зато оживленно было в центре ярмарки, где большим полукругом с выстроенными поперек стеллажами разместилась выставка «1001 выдающаяся детская книга со всего мира». В этом году ММКЯ решила воспользоваться коллаборацией с детской книжной ярмаркой Болоньи и сосредоточиться на детской литературе. Организатор выставки, итальянский филолог и специалист по детской книге Грация Готти, ставила целью показать разнообразие форм детской книги — поэтому своеобразным противопоставлением кричаще цветистому стенду детской книги «Эксмо» стала целая галерея детских книг, выполненная в темных тонах.
— Эта секция называется «черная-черная книга», — объясняет куратор выставки Ольга Переходцева. — Она призвана показать, что детские книги, которые кажутся «мрачными», на самом деле могут быть очень полезными и выглядеть красиво. Есть здесь и страшилки, но кто их в детстве не любил?
Отдельное внимание было уделено стендам с книжками без текста, иллюстрированными современными художниками классикой и детским нон-фикшном, который, по словам Ольги, особенно тяжело издавать в эпоху, когда за любыми знаниями можно зайти в Википедию. Здесь на помощь авторам приходят картинки и оригинальные концепции: в «Овощах» Бернадетт Жерве в высоком разрешении показаны цветные и черно-белые фото овощей, а в «Истории одной квартиры» Александры Литвиной и Анны Десницкой с помощью иллюстраций рассказывается об истории XX века через историю обитателей одной московской квартиры.
Рядом с выставкой разместились стенды издательств детской литературы и young adult’a. В издательстве Clever вышла нашумевшая книга Фатимы Мирзы «Место для нас», а также забавный сборник лайфхаков для школьников «Караул, домашняя работа!» Ольги Узоровой и Елены Нефедовой. На стенде импринта «Эксмо» под названием Freedom, специализирующегося на литературе young adult, представили переиздание романа Эдуарда Веркина «Мертвец» — сплава городского фэнтези и магического реализма, основанного на городском фольклоре Поволжья. Издательство «Самокат» представило на выставке трехтомное переложение Иваном Поммо гомеровского эпоса и древнегреческих мифов, детектив Мари-Од Мюрай «Кроваво-красная машинка», магический реализм Ольги Романовской «Сиблинги» и еще один роман о «чудесном» — «Лампешку» Аннет Схап.
Стенды «Эксмо» и «АСТ» в этом году разместились в дальней части павильона. Несмотря на это, там было людно, но больше всего внимания привлекла сцена номер три, где ожидали еще одного гостя ярмарки — Фредерика Бегбедера. Актер Алексей Гуськов вспоминал, как в первый раз встретил писателя в Париже.
— Я подхожу и говорю «Здравствуйте, мсье Бегбедер, я ваш страшный фанат». А он ответил: «Видал и пострашнее».
Бегбедер, удивительно похожий на свое фото с промо-материалов выставки, сходу заметил, что Москва с момента его прошлого визита сильно похорошела:
— Идешь по улице и видишь, как люди сидят на верандах, террасах. Как в Париже. Мне это нравится.
Понравился Бегбедеру и состав собеседников: рассказав о серии книг малоизвестных французских писателей, которые в будущем году выходят в издательстве «Городец» под брендом «Коллекция Бегбедера», писатель показал на Андрея Геласимова и заметил: «Собственно, о чем говорить, когда серией занимается такой большой писатель». Лицо Геласимова было непроницаемо.
Алексей Гуськов представлял фильм «Элефант», в производстве которого выступил продюсером и исполнителем главной роли — писателя-графомана, который работает следователем.
— Для меня это фильм о человеке, который не замечает жизни вокруг себя, — размышлял Гуськов. Имя режиссера и автора сценария картины Алексея Красовского, который потребовал не упоминать его в титрах из-за разногласий с продюсерами картины, за время дискуссии не прозвучало ни разу.
Зато вспомнили Людмилу Улицкую и ее совет не скрывать «грязь» в тексте, если этого требует сюжет. Бегбедер согласился, но с оговоркой.
— Есть разница между воспроизведением каких-то жизненных деталей и результатом. Результатом должна быть красота. Поэтому если что-то не вписывается, если что-то плохо, это нужно убирать. Сложность писательства — в выборе, что вырезать.
Пока поклонники затаптывали Бегбедера у сцены в ожидании автографа, в соседнем павильоне начинающие иллюстраторы могли представить свои работы издателям и редакторам. Мимо стендов комикс-издательств сновали молодые художники с рисунками фантастических животных и героев фэнтези.
— А у вас Акишин есть? — спросил на бегу художник в футболке с принтом «Рика и Морти».
— Закончился, — радовались на стенде «Бумкниги».
Покупатели бодро расхватывали и комикс «Гимн для пионеров» художницы-дебютантки Александры Шевченко.
Неподалеку на стенде Ridero автор книги «Стань лучше в десять раз» объяснял, как внешний вид помогает здоровью.
На противоположной стороне ярмарки Церковь саентологии продавала «Дианетику» Рона Хаббарда: женщина в красно-желтом платье что-то рассказывала черноволосой девушке, положив ей пальцы на запястье. А посреди всего этого издательство Ad Marginem презентовало новую серию научно-популярных книг: «Введение в XXI век».
— У этих книг три шрифта — три скорости чтения. Вы можете прочесть часть крупным шрифтом за сорок минут, а чуть позже вернуться к книге и прочесть ее глубже. А потом вернуться к тексту самой высокой сложности.
В это время на сцене номер три вручалась премия «Блог-пост» для книжных блогеров. Победителей награждали призом в форме перевернутой пятиконечной звезды, сертификатом писательской школы Creative Writing School и номером журнала-спонсора «Дружба народов». Гран-при премии взял телеграм-блогер Владимир Панкратов — за канал «Стоунер» и премию для молодых писателей «Фикшен35».
В общем, происходило то, что происходит на всех книжных фестивалях: писатели встречались с читателями, вручались премии, подписывались книги, велись дискуссии.
Особых новаций, которые ожидались от нового руководства ярмарки, пока разглядеть не удалось. Правда, стало просторнее, а значит, удобнее для посетителей.
За «Красной площадью», конечно, не угнаться, но чем будет больше различий, тем лучше для читателей.
Под занавес ярмарки в зоне отдыха разгорелся скандал: лысый поджарый мужчина, представившийся «блогером», так не хотел уходить, что объяснял полицейским, что его якобы «толкнули и потребовали покинуть ярмарку», а «это зона отдыха, и я могу здесь находиться, сколько хочу!».
В это время одна из трех девочек, которых мужчина назвал дочерьми, загребла охапку рассыпанного пенопласта и бросила в сестру. Та никак не отреагировала. Девочка подошла к другой сестре и молча ее обняла. Та смотрела на стенд издательства «Молодая гвардия», откуда на них печально взирал Лермонтов.