Во вторник около 10 часов утра по местному времени в Ижевске разыгралась трагедия. Возле здания Госсовета Удмуртии, где должна была открыться сессия Госсовета, совершил самосожжение стоявший в пикете 79-летний гражданский активист Альберт Разин — кандидат философских наук, доцент, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики. Получив ожоги, несовместимые с жизнью, ученый скончался в больнице, куда был доставлен скорой помощью. На месте происшествия остался плакат, который он принес на акцию протеста. На нем были начертаны строки из стихотворения Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть».
Фото из социальных сетей
«Новая газета» связалась с членом национального собрания Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» Леонидом Гониным.
— Я виделся с Разиным незадолго до случившегося, — сказал Леонид Михайлович. — Он передал мне копии двух писем — депутатам Госсовета Удмуртии и депутатам Государственной Думы. А до того мы встречались с ним 4 сентября. В беседе со мной и депутатом Госдумы РФ Алексеем Загребиным он поднял два вопроса. Первый — о раскопках в Челябинской области, где он побывал и где нашли что-то важное для изучения истории удмуртского народа. В этой связи он высказал пожелание организовать экспедицию для более глубокого изучения находок. И второй вопрос — о сохранности березовой рощи в Ижевске, являющейся для удмуртов священной. Альберт Алексеевич был вполне спокоен. Он всегда производил впечатление адекватного человека…
Письмо Разина к депутатам Госсовета начинается словами: «Удмуртский этнос исчезает на глазах». Далее он высказал несогласие с недавними изменениями в законе о языках, согласно которым изучение национальных языков в национальных республиках перевели на добровольную основу, и заключил, что это приведет к окончательной утрате удмуртами родного языка.
Обозначив целый ряд мер, направленных на сохранение языка, ученый проявил в письме обеспокоенность исчезновением удмуртских деревень и предложил, в частности, увеличить инвестиции в село.
Разин отметил, что удмурты слабо представлены в руководстве республики и Ижевска, а в депутатском корпусе они составляют лишь шестую часть. По его мнению, это формирует у удмуртов комплекс неполноценности.
Разин высказывает недоумение: мы боремся за сохранение отдельных видов животных и заносим их в Красную книгу, но при этом не видно заботы о сохранении коренных народов России.
В девятистраничном предсмертном послании Альберта Разина есть глава «Так что же делать?». В ней ученый излагает свое видение шагов, которые необходимо предпринять ради сохранения удмуртского языка и сбалансирования национальной политики.
Трудно объективно оценить поступок пожилого ученого. Можно сказать лишь одно: в Удмуртии нет видимых проявлений какого-либо недовольства на национальной почве, но это вовсе не означает, что его нет вообще. Национальные проблемы есть всегда, и не могут их затушевать никакие фестивали удмуртской культуры в Москве, никакие «Бурановские бабушки». Это такая сфера, где при пренебрежительном к ней отношении что-то может вспыхнуть в любой день.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»