В преддверии выборов в муниципальные советы Петербурга летом 2019 года сформировалась новая гражданская сила из независимых кандидатов. На 1,5 тысячи мест в муниципальных советах выдвинулись 4,5 тысячи кандидатов. За три месяца предвыборной кампании — местные власти провели их через огонь, воду и медные трубы — им отказывали в регистрации, забирали в полицию, таскали по судам. Даже если выборы выиграет хотя бы малая часть из этих независимых кандидатов, они, несомненно, смогут влиять на жизнь города.
Петр Саруханов / «Новая»
Объединиться не получилось
Оппозиционные политики начали готовиться к муниципальным выборам в Северной столице за полтора года до голосования. Как и в Москве на выборах в 2017 году, «тренировкой» независимых кандидатов занимался проект «Объединенные демократы» Дмитрия Гудкова. Демократическим кандидатам предлагали воспользоваться так называемым «политическим убером» — IT-платформой, которая автоматизирует процесс выдвижения. Во многом благодаря этой системе в 62 районных совета Москвы два года назад попали 266 оппозиционных депутатов. В 25 районах они получили более трети голосов, а в 16 районах — большинство. Как рассказал «Новой» координатор «Объединенных демократов» в Петербурге Андрей Пивоваров, сейчас при поддержке их платформы выдвинулись около 430 человек, критически настроенных к власти горожан.
Политический консультант Виталий Шкляров в Петербурге работает с муниципальной кампанией Максима Каца («Яблоко»). В 2017 году он был одним из тех, кто обеспечил победу независимых кандидатов на выборах в Москве. Он рассказал «Новой» об отличиях кампаний в двух городах. «О Москве можно говорить как о примере честных выборов, как бы это ни звучало парадоксально на фоне нынешних выборов в Мосгордуму, — говорит Шкляров. — Тогда были зарегистрированы все до одного кандидата — больше тысячи человек. А здесь из шестисот с лишним удалось зарегистрировать 427». По словам политтехнолога, это хороший показатель, но добиться его далось непросто.
«Здесь количество прессинга и угроз просто зашкаливало, — объясняет Шкляров. — Я не мог поверить, что во втором городе страны это возможно».
Собрать денег на предвыборную кампанию в Петербурге также оказалось значительно сложнее. «В Москве наши кандидаты нафандрайзили сорок миллионов, а в Петербурге только пять, — подсчитал Шкляров. — А от этого зависит количество агитматериала и работы, которые кандидаты могут себе позволить».
Логика проекта «Объединенные демократы» предполагала, что городские демократы объединятся против монополии «Единой России» и будут стараться не выдвигать близких по взглядам кандидатов в одном округе. Реальность оказалась сложнее. Свой «муниципальный убер» так же запустила партия «Яблоко», отказывались идти на компромиссы между собой «эсеры» и коммунисты.
В итоге почти во всех центральных округах Петербурга представители оппозиционных партий сталкиваются лбами. «Основной удар по нашей команде идет от КПРФ и ЛДПР, — говорит кандидат в муниципальные депутаты Павел Кондрашов из округа «Ульянка», выдвинутый «Партией Роста» при помощи платформы «Объединенные демократы». — А коммунисты и вовсе жалобу на нас написали».
Те петербуржцы, для которых не важно, за какую оппозиционную партию голосовать, и которые любой ценой хотят не допустить в местные советы кандидатов от власти, смогут воспользоваться сайтом «Умного голосования» — проекта штаба Алексея Навального. Проект запущен в тестовом режиме, а с 3 сентября там можно будет ввести свой петербургский адрес и увидеть имена тех, кто, с точки зрения штаба, имеет наибольшие шансы выиграть.
При этом тактика питерских единороссов на этих выборах не сильно отличается от поведения их московских коллег. В столице, как известно, члены партии власти выдвигались в Мосгордуму самовыдвиженцами.
В Петербурге единороссы выдвинулись от своей партии, но на агитационных материалах факт принадлежности к «Единой России» скрыли практически все.
Место действия — суды
Жалобы на независимых кандидатов и разбирательства в судах — тренд политического лета 2019. Муниципальная кампания в Петербурге прошла большей частью не во дворах многоквартирных домов, как это принято, а в судах. Провластные политики и активисты буквально топили оппозиционных кандидатов в судебных исках, пытаясь снять их с выборов. Только вечером в пятницу 30 августа суды зарегистрировали иски об отмене регистрации Андрея Пивоварова, его коллеги по «Открытой России» Натальи Грязневич и «эсерке» Нэлли Вавилиной.
Иск к Вавилиной обоснован тем, что в ее группе «ВКонтакте» истец — муниципальный депутат округа «Гавань» Александр Григорьев — усмотрел признаки расизма в комментариях даже не Вавилиной, а других участников группы. Вавилина известна жителям Васильевского острова как одна из главных защитниц парка на Смоленке, который предполагалось застраивать, поэтому местные в основном поддерживают ее. «Григорьеву крышка как кандидату, — заявила она «Новой». — Он оскорбил всех василеостровцев».
Большинство исков не находят удовлетворения в судах — судьи разрешают оппозиционным кандидатам продолжать предвыборную кампанию. Тем не менее на кандидатов это действует деморализующе и отнимает драгоценное время.
«Обстановка сейчас очень нервозная. Исков было огромное количество, чернуха пошла, — говорит Пивоваров. — Так работают пригожинские кандидаты и единороссы».
В ожидании фальсификаций
Напомним, ранее глава ЦИК России Элла Памфилова настойчиво просила председателя питерского Горизбиркома Виктора Миненко очистить избирательную систему Петербурга от людей, которые уже были замечены в фальсификациях выборов. «Если вы сейчас не покажете зубы, считайте, что вы муниципальную кампанию провалили. На вас лежит прямая ответственность», — так Памфилова обращалась к Миненко в конце июля. Однако за это время «чистки» так не были проведены, все функционеры скандальных выборов прошлых лет остались либо на своих местах, либо получили должности в избирательных комиссиях.
«Чувствую, что в этом году будут боевые действия, — говорит «Новой» Нэлли Вавилина. — На Васильевский остров имеют виды серьезные бизнесмены.
Вавилина уверена, что предотвратить фальсификации могут наблюдатели, прямая интернет-трансляция и громкая реакция на любой эксцесс: «Власти боятся скандалов».
При этом она уточняет, что наличие наблюдателей на избирательных участках тоже не гарантирует честной процедуры выборов, причина — нехватка квалификации.
Иногда борьба с оппозицией выходит за все рамки. Такая история приключилась с Максимом Кузахметовым, который выдвигается в округе Екатерингофский. В конце августа в местной окружной газете, которая издается за бюджетный счет, вышла анонимка о том, что Кузахметов якобы толкал коляску со своим ребенком под ноги полицейских, которые задерживали кандидата Федора Горожанко. Вот только Максим Кузахметов, многодетный отец, хотя и присутствовал при этой сцене, в ней никак не участвовал. Через несколько дней после публикации к Кузахметову домой пришли органы опеки по заявлению от «группы обеспокоенных граждан».
На возможные нарушения на выборах уже планируется отвечать уличными акциями. В ближайшее время в Петербурге намечается три митинга против произвола на выборах. Один из них, предупредительный, пройдет 5 сентября. Второй на следующий день после выборов, 9 сентября, собирается провести Либертарианская партия, но пока не получила согласования от Смольного. Третий митинг согласован и пройдет 10 сентября.
Каков бы ни был исход выборов, которые пройдут уже в это воскресенье, у города уже появилась «новая волна людей», считает Андрей Пивоваров. «Это волна не протестующих людей, а неравнодушных граждан, — заявил он «Новой». — Наша задача после выборов их поддержать, организовать в сообщество. Мы видим, что традиционные политические партии в городе мертвы, а мощной гражданской силы до сих пор не было. Выборы дали нам возможность такую силу получить». «Новые люди», по мнению Пивоварова, будут осуществлять контроль за деятельностью властей, за бюджетом города, «вырабатывать новые идеи и движения».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»