В воскресенье в Жуковском завершился Международный авиационно-космический салон МАКС-2019, который проходит в Подмосковье с 1993 года. Впервые публике был представлен лайнер МС-21 — первый среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в постсоветской России с нуля. Спецкор «Новой» поднялась на борт одной из первых и проанализировала риски Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Когда на МС-21 можно будет отправиться в путешествие и во сколько это обойдется авиакомпаниям?
На борту нового самолета чувствуется запах материалов сине-голубой кожаной обивки кресел, яркий солнечный свет освещает салон через непривычно большие иллюминаторы. Внутри современный МС-21 заметно отличается от своих прямых конкурентов Boeing 737 MAX, Airbus A220 и Airbus A320neo. Так, например, проход между рядами как в бизнес-классе, так и в экономе довольно широкий. «Рассчитывали, что в салоне одновременно загружать свои вещи в верхние ящики смогут сразу два человека, стоя спина к спине и не мешая при этом друг другу», — рассказывает девушка-консультант, работающая на неоправданно высоких каблуках и в костюме стюардессы. Она представляет Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК, туда входит разработчик борта — корпорация «Иркут»).
Дополнительное пространство между рядами достигается за счет ширины самого лайнера. «Самый широкофюзеляжный из всех узкофюзеляжных самолетов в мире», — скажут потом про лайнер на пресс-конференции представители корпорации. На стенке перед первым креслом в бизнес-классе можно даже найти разметку, насколько МС-21 (4,06 м) шире моделей Airbus (3,7 м) и Boeing (3,76 м).
Указания, насколько МС-21 шире конкретных конкурентов сняли, чтобы Boeing и Airbus не обиделись. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
По данным «Новой», в первый день работы авиасалона МАКС-2019, когда обход экспозиции делали президент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Эрдоган, на разметке были указаны конкретные модели фирм-конкурентов. После прохода главной для МАКС-2019 делегации названия отклеили, оставив только две тонких полоски, которые без объяснения консультанта воспринимаются как часть дизайна и не несут никакой самостоятельной смысловой нагрузки: сделано это было, чтобы представители Boeing и Airbus не обиделись.
справка<br>
МС-21 расшифровывается как «Магистральный самолет XXI века». Как пояснили «Новой газете» в ОАК, аналогичное название было у НИОКРа (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), затем было решено его просто сохранить. Такой подход встречается нечасто: обычно НИОКР и итоговый продукт называются по-разному. МС-21 сконструирован на базе Як-242. Так как новая машина позиционируется не только на российский, но и на зарубежный рынок, то такое название сохранять тоже не стали (в английском языке есть близкое по звучанию слово «puke», которое переводится как «блевотина»), говорит собеседник, знакомый с ходом дискуссии по названию нового лайнера, подчеркивая, что нынешнее название устраивает большинство.ОАК — российский холдинг, объединяющий 24 основных компании отечественного авиапромышленного комплекса и 15 авиаремонтных заводов. Сейчас продолжается формирование гражданского дивизиона корпорации. Предполагается, что в будущем эта структура будет представлять на рынке всю гражданскую линейку, включая, например, Ил-114, SSJ100, МС-21, CR929. «Сегодня гражданские самолеты ОАК называются по-разному. С точки зрения маркетинга и перспективного позиционирования на международном рынке есть вопрос по поводу гармонизации наименований разных самолетов, чтобы это действительно была линейка продукции», — говорит источник «Новой», близкий к ОАК, отмечая, что эта тема обсуждается. «Разные модели Boeing или Airbus отличаются только числовым индексом, но это всегда Boeing или Airbus», — продолжает собеседник, отмечая, что у этого есть рыночная логика — инвестиции в каждый продукт дают эффект на всю линейку. Он подчеркивает, что всегда есть специфика, каждая конструкторская школа ратует за сохранение своей традиции.
Композитное импортозамещение
Изначально старт серийного производства был запланирован на 2017 год, об этом заявлял министр промышленности и торговли Денис Мантуров, но потом последовали корректировки: сначала на 2018 год, а потом и на 2020-й. В конце февраля 2019-го выпуск перенесли на 2021 год, и до сих пор сохраняется опасность дальнейшего переноса на 2025 год из-за санкций против корпораций ОАК и «Ростех».
В начале 2019 года стало известно, что ограничения США в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина» («Ростех») поставили под угрозу создание композитного «черного крыла» для МС-21. О сложностях с поставками импортных композитов сообщала газета «Коммерсант» со ссылкой на источники. Ряд компонентов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США (Hexcel) и Японии (Toray Industries), но под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Отказ от композитных материалов с переходом на металл лишал смысла весь проект, так как в таком случае МС-21 переставал был конкурентом Airbus и Boeing. Композиты других иностранных поставщиков существенно отличались по качеству, а необходимых своих в России также не было, но, очевидно, было решено остановиться на таком варианте.
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Композиты позволяют сделать крыло с тонким профилем, которое снижает расход топлива, повышая таким образом экономическую эффективность самолета. Например, самолёты Airbus состоят на 70% из современных материалов, включая 46% композитных материалов и 24% алюминиево-литиевых сплавов, что позволяет на 15% снизить стоимость мили полёта и существенно уменьшить эксплуатационные расходы.
Ранее вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что в связи с новыми западными санкциями наложен запрет на поставку композитных материалов, используемых при производстве крыла для самолета МС-21. По его словам, Минпромторг и корпорация «Иркут» ищут способы заменить иностранные композиционные материалы и ряд комплектующих на российские аналоги. Крупнейшим производителем углеродных композитных материалов в России является «Росатом».
Предварительные испытания композитных материалов, выпускаемых российской атомной отраслью и необходимых для серийного производства МС-21, должны завершиться до конца нынешнего года, сообщил в Жуковском генконструктор корпорации «Иркут» Олег Демченко. «Мы уверены, что получим положительные характеристики», — сказал Демченко. Отметим, что оставшегося от первоначальных поставщиков запаса композитов хватит примерно на шесть машин, как и когда будет компенсирована разница по времени, Демченко не уточнил.
И это не все сложности. Первоначально предполагалось, что доля отечественных комплектующих для МС-21 составит 38%, однако правительство поставило задачу довести этот показатель до 97% к 2022 году, чтобы практически не зависеть от импортных поставок. Одним из ключевых импортных деталей, тем не менее, пока остается двигатель.
Двигатель у МС-21 все еще импортный — американский. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Три летных экземпляра лайнера МС-21-300 летают и продолжат летать на американских моторах Pratt & Whitney. Базовый сертификат типа будет выдан на машину с двигателями PW1400G. Однако «Иркут» в апреле этого года подал заявку на сертификацию самолета с российским двигателями ПД-14, рассказал главный конструктор проекта Константин Попович. Они будут установлены на пятом опытном самолете, который начнет полеты в следующем году. Сертификация этой модификации МС-21 ожидается в 2021 году. Сообщается, что в будущем заказчик сможет выбирать, какой именно двигатель его интересует. «Как комплектацию автомобиля при покупке», — отметили представители ОАК.
Двигатель ПД-14 был разработан в широкой кооперации предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) специально для МС-21-300 с применением новейших технологий и материалов, в том числе композитных. Головной исполнитель по программе ПД-14 — ОДК, разработчик — пермское «ОДК-Авиадвигатель», изготовитель — «ОДК-Пермские моторы».
21 апреля 2019 года первые два ПД-14 для лайнеров МС-21 были переданы авиастроительной корпорации «Иркут», всего изготовлено 16 таких двигателей. Ещё два из них будут испытаны в течение года с последующей передачей авиакорпорации. Тем не менее, по данным «Новой газеты», на следующий год заказано только 11 двигателей ПД-14, а на 2021 год таких заказов нет вовсе. Равиль Хакимов не стал отвечать корреспонденту «Новой» на вопрос о количестве заказанных двигателей, назвав это большим секретом.
Не только самолетами «Аэрофлота»
К 2025 планируют строить по 75 самолетов МС-21 в год. Потребность рынка — тысяча единиц. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Премьера МС-21-300 стала ключевым событием МАКС-2019. Два самолета, в том числе третий по счету и пока последний лётный образец, на котором установлен пассажирский салон, были показаны на статической стоянке. Ещё один самолёт принял участие в лётной программе. В будущем предполагается выпускать две версии — МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-300 (от 163 до 211 мест). Также планируется создание версии МС-21-400 (до 250 мест). Базовой версией самолета является МС-21-300 вместимостью до 211 пассажиров и дальностью полетов до 6 тысяч километров. 28 мая 2017 года лайнер совершил первый полет, а серийное производство должно начаться в 2021 году. Сейчас три самолета проходят летные испытания, еще четыре — стендовые.
Как заявил на специальной пресс-конференции в Жуковском главный конструктор МС-21 Константин Попович, компания «Иркут» планирует выйти на производство 72 самолетов МС-21 в год к 2025 году. «Это амбициозная целевая задача, которую мы достигнем через шесть лет», — сказал он, добавив, что в ближайшие 20 лет потребность рынка оценивается примерно в тысячу МС-21.
Первым эксплуатантом нового воздушного судна станет национальный перевозчик. «С "Аэрофлотом" мы ведем постоянный диалог, позавчера встречались с генеральным директором Виталием Савельевым. Соглашение достигнуто, сроки подписания контракта — думаю, до I квартала 2020 года мы подпишем», — рассказал глава корпорации «Иркут» Равиль Хакимов, говоря о твердом контракте на дополнительные 35 МС-21. При этом, авиакомпания уже является заказчиком 50 таких машин: твердый контракт по ним был заключен с «Иркутом» и лизинговой «дочкой» «Ростеха» «Авиакапитал-Сервис» в прошлом году. Тогда же глава «Ростеха» Сергей Чемезов как раз заявлял, что корпорация рассчитывает заключить с «Аэрофлотом» до конца этого года контракт еще на 35 машин. Однако на МАКСе его подписывать не стали.
МАКС-2019. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
При этом «Аэрофлот» не является единственным заказчиком. Уже подписаны твердые контракты на поставку 175 лайнеров МС-21: с «Авиакапитал-Сервисом» (всего на 85 машин, 50 из которых для «Аэрофлота»), подконтрольной ОАК «Ильюшин Финанс Ко» (50), «ВЭБ-лизингом» (30) и авиакомпанией «ИрАэро» (10). Кроме того, как сообщил президент «Иркута» и «Гражданских самолетов Сухого» Равиль Хакимов, корпорация «Иркут» в Жуковском заключила соглашения о намерениях на поставку 15 самолетов МС-21. «Сегодня были подписаны соглашения с региональными авиакомпаниями: это "Якутия" и казахстанская Bek Air», — сказал он, уточнив, что в обоих случаях были подписаны соглашения о намерениях по покупке самолетов. По его словам, «Якутия» подписала соглашение на поставку пяти самолетов, а Bek Air — десяти. Представители ОАК изначально сообщили о подписании соглашений на 20 самолетов, однако третий заказчик так и не был назван. «У нас должны быть свои секреты», — ответил Хакимов на соответствующий вопрос корреспондента «Новой».
***
Весь проект до 2025 года Счетная палата оценивала в 438 млрд рублей. В сообщении ведомства говорилось, что увеличение стоимости проекта по сравнению с изначальной планкой было связано с износом производственных мощностей на заводах и необходимостью проводить импортозамещение из-за санкций. При этом, не исключено, что сумма — неокончательная. Так, в конце июля 2019 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов попросил у президента Владимира Путина еще 300 млрд рублей на «финансовое оздоровление всех предприятий ОАК», чтобы реализовать проект МС-21 и другие программы. Открытым остается вопрос окупаемости такого проекта и желания заказчиков приобретать дорогой лайнер при наличии более дешевых конкурентов.
Увеличенный проход между кресел позволяет обойти тележку. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Каталожная цена российского самолета МС-21 будет на 20% ниже стоимости иностранных аналогов, в том числе производства Boeing и Airbus, эмоционально заверял президент корпорации «Иркут» Равиль Хакимов на пресс-конференции «на полях» авиасалона МАКС-2019. «Я внимательно изучил все существующие цены, исходя из тех источников, которые у меня имеются — цена на 20% в среднем ниже прямых конкурентов. Возьмите каталожную цену Boeing и Airbus и методом простых арифметических действий получите цену. Это я вам совершенно точно заявляю», — сказал Хакимов, категорически отказавшись при этом просто назвать стоимость машины, о которой его спросили несколько раз.
Поставки самолетов МС-21 коммерческим заказчикам должны начаться во втором полугодии 2021 года.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»