Берлинале кусает локти — Мостра отбирает ее хлеб. Едва ли не половина конкурсных фильмов в Венеции так или иначе связаны с политикой, скандальными историческими фактами. В каких бы жанрах кино ни снималось, оно стремится в простых формах, «на бананах» разъяснить происходящее вокруг нас. По сути, это гибридный док или распространенный сегодня киножанр reenactment — реконструкция реальных событий или инсценировка с актерами. Многие картины начинаются с титра «в основе нашей истории реальные события». Дальше режиссер решает, в какую раму это reality поместить.
«Взрослые в комнате»
Классик Коста Гаврас («Дзета», «Пропавший без вести», «Аминь») предпринимает нечеловечески сложное кинематографическое расследование запутанной истории Грекзита. В фильме «Взрослые в комнате» — за закрытыми дверями международного валютного фонда ведутся ожесточенные переговоры. Министр Янис Варуфакис (Кристос Луулис) пытается убедить европротивников пересмотреть катастрофические для его страны условия программы погашения долга в ЕС. Греческому правительству приходится лавировать между давлением Евросоюза, требующего еще больше сократить зарплаты, продолжать массовые увольнения, — и обнищавшим населением, доведенным до края.
«Даже если продать Парфенон, денег все равно не хватит даже на долги», — вздыхает Варуфакис.
Гаврас показывает политику как танец — игру жестов, реверансов, неожиданных выпадов. Кульминация — референдум. Греки решали, следует ли правительству принять фискальные меры, предложенные Евросоюзом. Впрочем, дожить до этой кульминации непросто. Фильм топчется на одном месте, и только действительно заинтересованные разобраться в проблемах сосуществования европейских стран остаются до конца.
Зато греки в финале аплодировали.
«Осиная сеть»
Исследование с помощью камеры и артистов становится едва ли не главным трендом времени. Шпионский триллер «Осиная сеть» Оливье Ассаяса, получившего в 2012-м в Венеции приз за сценарий («Что-то в воздухе»), поведал нам историю кубинских шпионов из организации «Осиная сеть», созданной на американской территории в 1990-х. Тогда антикастровские группировки из Флориды совершали нападения и разнообразные вылазки по воздуху и по морю на Кубу. Кубинское правительство нанесло ответный удар по сети, заслав своих людей в террористическую организацию. В результате этой шпионской войны пять кубинцев оказались в американской тюрьме по обвинению в шпионаже и убийстве. Впрочем, Ассаяс не симпатизирует ни одной из враждующих сторон.
Ради справедливого будущего шпионы и контршпионы не гнушаются в средствах: взрывы в отелях, наркотики, оружие.
В ролях звезды — Гаэль Гарсиа Берналь, Пенелопа Крус, Вагнер Моура. Рабочее название фильма «Двойные жизни» многое объясняет. Главными жертвами бескомпромиссной борьбы становятся близкие бойцов невидимого фронта. Кстати, для конспирации гаванские террористы разговаривают в Майями по-русски. Дурачки, не знают, сколько наших людей в Майями.
«Прачечная»
Стивен Содерберг в «Прачечной» справляется со сложнейшей задачей. Ну возможно ли снять кино на тему многотомного Панамского досье? К тому же зрительское. Когда стало известно о съемках, все решили, что речь пойдет о героических расследованиях международного журналистского консорциума. Ан нет. В центре этой абсурдистской драмы сама юридическая фирма Mossack Fonseca — один из крупнейших в мире поставщик оффшорных финансовых услуг. Зарекомендовавшей себя десятилетиями работы с помощью мистификаций, хитроумных схем уклонения от уплаты налогов, отмывки денег. И умением тоннами бумаги подменять реальную деятельность. И вот партнеры — основатели «прославившейся» фирмы Юрген Моссак (Гэри Олдман) и Рамон Фонсека (Антонио Бандерас) в нарядных фраках блуждают по территории человеческих слабостей и грехов.
Очаровательные преступники объясняют нам, глядя прямо в камеру, как подставные компании и оффшорные счета делают богатых богаче, а бедных — беднее.
Объясняют на пальцах, точнее, на бананах. Открывают секреты сокрытия миллиардов, образно жонглируют фьючерсами и акциями.
Но главный герой фильма — пенсионерка Эллен Мартин (Мерил Стрип), пытающаяся получить страховку покойного мужа. Эллен — желтая панама, розовая сумка, разношенная обувь — шаг за шагом движется по следу от одной подставной компании к другой, пытаясь найти ответственного за сомнительные сделки, которые могут быть связаны с юридической фирмой «Панама-Сити».
Широким мазком Содерберг пишет абсурдистскую комедию о нынешнем мировом порядке финансовой коррупции. Игровая стихия фильма с париками и переодеваниями, созданного Netflix, не мешает узнать любопытные подробности про скандал с панамскими документами. Но главное — погрузиться в драму обычных людей, задыхающихся в щупальцах этого планетарного заговора.
Известно, что панамские документы обнаружили в десятках стран — участниц в коррупционной схеме. В расследовании принимала участие и «Новая газета». И наш Роман Анин получил Пулитцеровскую премию в номинации за объяснительную журналистику вместе с 300 журналистами из Международного консорциума, занимавшегося расследованием по «панамскому архиву».
«панамское досье»
Офшоры. Вскрытие
Мировая элита прячет свои деньги за экзотическими трастами, секретными банковскими счетами и номинальными директорами — глобальное расследование лучших изданий мира приоткрывает завесу над «теневой финансовой системой» чиновников и политиков по всему свету
В документах Mossack Fonseca фигурируют люди из ближнего круга нашего президента. Но что Содербергу, придерживающемуся левых взглядов, Россия? Впрочем, русские в фильме есть. Они скупают лакшери-недвижимость, платя исключительно налом, раскручивая карусель коррупционной системы. Однако Содерберга прежде всего интересует роль Америки в многолетних финансовых аферах. В фильме объясняют, что основная схема будущих махинаций была изобретена в штате Делавэр, ставшим «налоговым раем» для желающих скрыть доходы.
Венеция аплодирует Мерил Стрип и Стивену Содербергу, предпринявшему свое кинорасследование. Прачечные самообслуживания продолжают работать — денежное шоу must go.
Газету прочитает не всякий. Репутация телевизора опорочена. Но по-прежнему в мире любят звезд. Да и как не верить Мерил Стрип, Гэри Олдмену, Пенелопе Крус, Антонио Бандерасу. Остается надеяться на их талант и честность.
Венеция
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»