Комментарий · Культура

Мужчина — прилагательное

76-й Венецианский кинофест открыли «Правда», «Кровь пеликана» и «Идеальный кандидат»

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Кадр из фильма «Идеальный кандидат»
76-й Венецианский фестиваль открыла картина японского режиссера, саундтрек к которой написал российский композитор Алексей Айги.

«Правда» Хирокадзу Корээды

Какой фильм, по мнению устроителей фестиваля, мог бы открыть Мостру? Ну, во-первых, мультикультурный, во-вторых, с акцентированным женским преимуществом перед мужчинами, и, наконец, звезды. Без них красная дорожка перед Гранде Палаццо дель Синема бледнеет. «Правда! — вскричали отборщики. — Есть такой фильм».
Французская семейная драма «Правда»японского режиссера Хирокадзу Корээды («Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля за «Магазинных воришек») с музыкой русского композитора. Впервые он снимал фильм вне Японии, к тому же на французском. «Правда» — еще одна семейная история, счастливая и несчастливая по-своему. К стареющей французской диве Фабьен, опубликовавшей книгу мемуаров, приезжает из Нью-Йорка взрослая дочь с мужем и ребенком. Сближение сторон похоже на комбинационную игру шахматистов. Между Фабьен и дочерью столько взаимных вопросов, обид, недовольства и непонимания. Самое сложное для Фабьен — перестать быть актрисой. Просто ли, если в жилах давно течет бутафорская кровь, и хотя жена и мать она плохая, зато актриса хорошая. Неужели лучше наоборот?
Начинается с интервью, на котором не теряющая осанки легендарная знаменитость ускользает от вопросов. Собственно, любимое занятие Фабьен — ускользать. Полной правды о ней не знает никто, и вряд ли узнает. В этом смысле она Джулия Ламберт из «Театра» Моэма или сама Катрин Денев. И в своей автобиографии Фабьен писала лишь то, что должен о ней знать поклонник.
Она не собирается обнажаться ни перед чужими, ни перед близкими. То ли дело перед камерой.
Она помнит и лучшие времена, когда кинематограф господствовал, в нем была поэзия, а не спецэффекты, не youtube, не имитация. И камера так истерично не прыгала. Сама Фабьен была в полушаге от роли у Хичкока, просто ему не повезло: раньше умер. Все великие умерли. Она показывает дочери дом, в котором жила Жанна Моро, вспоминает Симону Синьоре, Даниэль Дарье. Не упускает случая пнуть Брижит Бардо. Ей можно. Она сама легенда. И возраста у актрис не бывает: «Не зови меня мама, лучше Фаби».
Ее внучка, маленькая Сара, уверена, что ее царственная бабушка в леопардовом пальто (любимая расцветка Денев) — колдунья, способная превращать людей в животных. И огромная черепаха Пьер в саду — это бывший муж Фабьен.
Авторы сплетают несколько линий в одну незамысловатую косичку сюжета. Есть здесь и кино в кино: Фабьен играет почти себя, а восходящая кинозвезда (Манон Клавель) играет ее мать, умершую в 29 лет. Дочь пытается продемонстрировать звездной матери, что у нее хотя бы есть семья. Правда, муж — второсортный сериальный актер — прикладывается к бутылке, да и она, став сценаристом, многого не добилась.
Это кино не про то, как ложь обнаруживает себя. Скорее о многослойности понятий правда–ложь. Что скрывает правда? У каждого персонажа (не говоря уже о зрителе) найдется пара вариантов ответов. «Что делает семью семьей? — спрашивает автор, — правда или ложь? Как выбрать между жестокой правдой и доброй ложью? Этими вопросами я не переставал задаваться, снимая этот фильм".
Корээда — большой спец по семейным проблемам, профессиональный исследователь уз. Среди его семейных романов «Сын в отца», «Маленькая сестра», «После бури». И, конечно же, «Магазинные воришки». В своем европейском дебюте опытный режиссер увлекается диалогами (порой весьма остроумными), и фильм в какой-то момент начинает сбоить и походить на спектакль.
Кадр «Кинопоиск»
Любопытно, что первый фестивальный день полностью был посвящен женщине как движущей силе не только конкретной истории, но мира в целом.
В «Правде» все действие клубится вокруг привязанности и отталкивания двух женщин. Мужчины здесь носят мантии королевам, иконам французского кино Катрин Денев и Жюльет Бинош.

«Кровь пеликана»

Мужчина — имя прилагательное и в фильме Открытия программы «Горизонты» «Кровь пеликана» Катрин Геббе. О том, как женщина удочерила ребенка-сироту.
Пятилетняя девочка оказалась неуправляемым зверенышем с синдромом аспергера, которая способна подушкой душить старшую сестру, поджечь дом. Взрослые и сверстники ее боятся. А мачеха всеми силами пытается стать матерью, пробудить в раненом, изувеченном ребенке сочувствие. Все бы ничего, но в финале на помощь радикальным родительским методам и немецкой психиатрии приходят магия и ритуалы вуду. И вот на них-то ребенок реагирует лучше всего.
У этой картины также много предшественников, можно вспомнить и «Изгоняющего дьявола», и «Ребенка Розмари», а психиатрии взять на заметку рецепт с отрубленной головой лошади, которую надо «принести в жертву». И будет в доме покой и мир.

«Идеальный кандидат» Хайфы Аль-Мансур

В тот же день показали фильм «Идеальный кандидат» первого саудовского режиссера-женщины Хайфы Аль-Мансур.
Феминистское кино про женщин в хиджабах.
Кадр из фильма «Идеальный кандидат»
Мало того, героиня, доктор Мариам, половину фильма носит никаб с узкой прорезью для глаз, а некоторые пациенты-мужчины скандалят, не позволяя женщине-доктору до них дотронуться. Так вот, Мариам решает баллотироваться в местный депутатский совет. Что приводит в замешательство не только мужчин, но и женщин. Саудовская Аравия занимает 29-е место из 134 стран по равенству полов.
Политическая мелодрама Аль-Мансур любопытна возможностью заглянуть за этот занавес. Увидеть, как работает запрет на передвижение женщины без махрама (разрешение мужчины). Только в 2017-м женщинам разрешили водить машину, и у Марьям своя синяя машина. На вечернике для знакомства местных женщин с кандидатом устраивают показ мод. Правда, это исключительно хиджабы. Зато оборки на рукавах разные.
И да, с выборами дело обстоит плохо не только в Москве.