Дмитрий Травин , руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета
Фото: wikimedia.org
В последнее время в связи с торговой войной между Вашингтоном и Пекином все чаще стали задумываться о том, что произойдет, если вдруг Китай избавится от американских ценных бумаг и перестанет вкладывать деньги в государственный долг США. Естественное предположение состоит в том, что Америке от этого станет плохо, Китай сможет использовать деньги на собственные нужды, а Россия сможет порадоваться проблемам своего врага, хотя никаких материальных выгод от этого не получит. Увы, все эти предположения — не более чем миф. У Китая при подобном развитии событий проблем может оказаться побольше, чем у США. Да и мы получим такую головную боль, что мало не покажется.
Допустим, американцы трезво воспримут тот факт, что мир их теперь будет меньше кредитовать, и станут затягивать пояса, дабы уменьшить свою пирамиду госдолга. Затягивание поясов — это сокращение потребления. Государство, которое не может одолжить новых денег на финансовом рынке, но вынуждено расплачиваться по старым долгам, неизбежно сокращает расходы. Неважно, какие конкретно расходы оно сократит, в любом случае платежеспособность населения снизится. Если срежут бюджет Пентагону, потеряет работу часть людей на предприятиях ВПК. Если срежут расходы социальные — сильно снизится покупательная способность безработных, пенсионеров и малоимущих семей, а кроме того, возможно, потеряют работу учителя и вузовские преподаватели. И в любом случае уволят какую-то часть чиновников.
Снижение покупательной способности американцев сразу ударит по рынку китайских товаров, которых много продается в Америке. Не стоит думать, будто Китаю легко будет быстро найти иной рынок сбыта вместо самой богатой страны мира. Скорее всего, обанкротятся многие китайские предприятия и рабочие в этой стране останутся без работы. Ну и понятно, что кризис в стране, являющейся всемирной мастерской, сильно ударит по ценам на нефть и газ. Спрос на энергоносители снизится.
В первую очередь от этого пострадает Россия. В очередной раз рухнет рубль, госбюджет лишится части доходов, снизится платежеспособный спрос, закроется часть отечественных предприятий.
Возможно, вообще не понадобится тот газопровод, который сейчас Россия строит по направлению к Китаю.
Увы, в мировой экономике сейчас абсолютно все взаимосвязано. Если в Америке чихнули, то в другой части света от этого могут заболеть гриппом. Более того, если снижение уровня доходов в США на политическом уровне обернется лишь поражением правящей партии, то в Китае проблем может быть больше. При низком уровне жизни китайцев потеря работы может для миллионов горожан обернуться реальной нищетой. А поскольку в этой стране нет демократии как механизма выпуска пара из-под крышки котла, трудно сказать, какими социальными взрывами это все обернется. Трудно сказать, уцелеет ли политическая система, основанная на устаревшей коммунистической идеологии и никак не связанная с рыночными китайскими реалиями. А если вдруг на смену коммунистической идеологии придет националистическая, то не поднимет ли Пекин вопрос о территориальных претензиях к России, которые в Китае существуют много лет?
Это мы рассмотрели пока сравнительно цивилизованный вариант решения проблемы американского госдолга. Но может ведь быть и нецивилизованный. Если вложения в госдолг резко сократятся, а американские власти не найдут способа затянуть пояса, то долговая пирамида может в какой-то момент рухнуть. Впрочем, вряд ли обрушение пирамиды произойдет в прямом смысле, как это было у нас в августе 1998-го. Американцы ведь могут доллары напечатать, чтоб поддержать собственный госдолг. Из всех нецивилизованных способов решения проблемы это самый простой. Но, увы, весьма разрушительный.
Ускорение денежной эмиссии в этом случае наверняка обернется падением доллара по отношению к другим валютам. С одной стороны, это вызовет все те же последствия, о которых говорилось выше. Просто уменьшение платежеспособности американцев произойдет не из-за прямой потери доходов, а от их обесценивания. С другой же стороны, это вызовет обесценивание долларовых сбережений во всем мире. В том числе и у нас, в России. Мы сильно пострадаем не только от падения цен на нефть и связанного с этим снижения курса рубля к твердым валютам, но и от падения одной из тех твердых валют, в которую привыкли вкладываться во избежание кризисных проблем.
И это все только те последствия, которые можно более-менее четко представить себе, зная, как устроен современный мир. Но экономический кризис такого масштаба может породить и совершенно непредвиденные последствия. Обнищание часто плодит авторитарные режимы. А новые автократии часто развязывают новые войны. И если мир окажется вдруг ввергнут в большую войну, вряд ли она обойдет стороной нашу страну. В общем, можно сказать, что при глобализации все люди в мире заинтересованы в сохранении экономической стабильности. Все друг от друга зависят. Все связаны между собой как продавцы и покупатели, как кредиторы и заемщики. Поэтому не стоит радоваться проблемам соседа. Лучше совместно думать, как эти проблемы решать.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»