Сюжеты · Общество

Принуждение к аполитичности

Конвейер административных арестов оппозиции дополнили исками от метрополитена

Лилит Саркисян , корреспондентка отдела спецрепортажей
Илья Яшин. Facebook.com
Пока Мосгорсуд отказывает в удовлетворении апелляций фигурантам дела о «массовых беспорядках», четверо незарегистрированных на выборах в Мосгордуму кандидатов сидят под административными арестами. Юлия Галямина и Константин Янкаускас отбывают третий подряд арест, Илья Яшин — четвертый. Дмитрий Гудков — один, зато до конца месяца. На них и на других кандидатов, уже вышедших на свободу, в это время подают иски.
Технология очередного задержания оппозиционных политиков одна: сначала их освобождают из спецприемника (у Яшина — в Троицке, у Галяминой — в Можайске), затем задерживают. Доставляют в отдел полиции, потом в суд. Следует новый арест.
Выйти на свободу Илья Яшин должен был 18 августа. «Впрочем, велика вероятность, что на выходе меня снова встретят бойцы в масках, и наша история выйдет на новый круг: очередное дело, еще один суд и четвертый по счету арест, — писал накануне вечером политик. — Интрига!»
В воскресенье на выходе из троицкого спецприемника его встретили бойцы второго оперативного полка полиции, доставили в ОВД Троицка. Перед судом Яшин отсидел двое суток в камере предварительного заключения.
На заседании районного суда действующий глава муниципального округа «Красносельский» сидел, демонстративно читая «Процесс» Кафки.
— Пока вы, господин судья, будете подражать героям романа «Процесс» Франца Кафки, я почитаю этот роман в оригинале. Оригинал, знаете ли, всегда лучше дешевых ремейков.
Илья Яшин. Facebook.com
Судья Роман Зайцев дал Яшину очередные десять суток все в том же спецприемнике № 2 ГУВД Москвы. Его обвиняют в призывах к несогласованной акции на Трубной площади 18 июля, на этот раз через твиттер.
Бойцы «второго оперполка», задержавшие Яшина, 21 августа встретили у спецприемника и Юлию Галямину. У женщины повысилось давление — пришлось вызывать скорую. Это не помешало бойцам увезти женщину в ОВД «Тверское».
В Тверском районном суде Галямина казалась бодрой: старалась шутить, благодарила всех за поддержку (особенно — незнакомых), передавала привет Константину Котову, преследуемому по «дадинской» статье за неоднократное нарушение правил проведения публичных мероприятий (212.1 УК).
Юлия Галямина. Facebook.com
Судья Ольга Затомская отклонила все ходатайства защитника Михаила Бирюкова — того самого, который за два дня до этого защищал Яшина.
— История каждого из нас ставит в эти минуты перед выбором. Меня — между заключением и достоинством. Вас, ваша честь, между зарплатой и вашей честью. Вашей профессиональной честью, — обратилась Галямина к судье.
Затомская присудила действующему мундепу очередные 10 суток административного ареста. На этот раз — за призывы на несогласованную акцию 3 августа. Галямина в это время уже находилась под заключением.
В соседнем зале молодому человеку Артему Тюрину, вышедшему на Петровку, 38, с одиночным пикетом в поддержку Егора Жукова, дали 8 суток ареста.
В Коптевском районном суде на этот же день назначена беседа по иску «Мосгортранса» к организаторам митинга 27 июля. В числе ответчиков — Яшин, Галямина, Любовь Соболь, Алексей Навальный, Александр Соловьев и другие. Иски из-за сбоев в транспортной инфраструктуре подал «Московский метрополитен», «Автомобильные дороги» и ООО «Анкор» (ресторан «Армения»). Общая сумма компенсации, которую требуют истцы, — больше 13 миллионов рублей.
Сегодня Симоновский суд не стал продлевать арест Алексею Навальному: изначально часы, проведенные Навальным во время госпитализации в больнице, хотели добавить к уже отсиженным тридцати суткам. Утром 23 августа политик должен выйти на свободу.
Также в четверг вечером из спецприемника вышел после третьего административного срока муниципальный депутат Константин Янкаускас. Вскоре после этого он был снова задержан. В Тверском ОВД на него составили протокол по статье 20.2 часть 5 КоАП РФ (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) и отпустили. Наказание по этой статье не предусматривает ареста.