Сюжеты · Общество

Круче гор только СОБРы

Силовики ищут организаторов московских «массовых беспорядков» на Северном Кавказе

Ирина Гордиенко , специальный корреспондент
СОБР. Фото: РИА Новости
«У нас полиция с обыском» — такое сообщение от своих коллег из Назрани получили сотрудники московского офиса правозащитного фонда «Правовая инициатива» в 9.38 утра пятницы.
Правоохранители предъявили распоряжение врио заместителя начальника полиции по СКФО полковника Макитова о проведении оперативно-разыскных мероприятий. В 10 утра полицейские при поддержке вооруженного кабардино-балкарского СОБРа начали обыск в маленькой комнатке, которую под офис фонд снимает в центре Назрани.
«За годы своей работы на Кавказе мы привыкли к неожиданностям и были готовы ко многому, но московские беспорядки — это фантастика. Где мы, а где Москва?», —
говорит «Новой» один из сотрудников «Правовой инициативы».
«В результате мероприятий по установлению лиц, причастных к беспорядкам, имевших место 27.07.2019 и 03.08.2019 в г. Москве, установлено, что одним из организаторов несанкционированных протестных акций является неустановленная группа лиц, являющаяся координаторами деятельности находящихся на территории СКФО автономных некоммерческих организаций и общественных объединений, получающих иностранное финансирование», — говорится в распоряжении полковника Макитова.
Иными словами, следствие считает, если протестные акции за допуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму были в Москве, то нужно искать иностранное финансирование, потому как москвичи — тупые и сами не могут возмущаться против несправедливости. Искать нужно именно на Кавказе, несправедливости там и так хоть отбавляй, а разбираться в подробностях никто не будет, главное, чтобы СОБР был на подхвате. Отличная логика.
Текст распоряжеие, санкционировавшего обыски у правозащитников. Оцените качество документа, связывающего кавказские отдения фонда «Правовая инициатива» с «массовыми беспорядками» в Москве
Объясняем на пальцах. Фонд «Правовая инициатива» работает в России с 2001 года. Это правозащитная организация, которая, согласно Европейской хартии по правам человека, ратифицированной Россией в 1998 году, оказывает юридическую помощь пострадавшим в ходе локальных вооруженных конфликтов. Именно поэтому работа этой организации сконцентрирована на Кавказе — чеченские войны, конфликты в Дагестане и Кабардино-Балкарии, война в Южной Осетии.
Люди, которые потеряли близких, кров и свое здоровье, идут в «Правовую инициативу», фонд выделяет им адвокатов. Адвокаты изучают дело и готовят его для представления интересов пострадавших в Европейский суд по правам человека. Именно поэтому основной офис у фонда находится в Ингушетии, еще два базируются в Москве. Также у фонда есть партнерские организации, например, организация по защите прав женщин и детей от домашнего насилия, офис которой находится в Грозном. Фонд специализируется на юридической помощи, поэтому в штате только юристы и адвокаты. Никакой иной деятельности у фонда нет.
Финансирование осуществляется за счет пожертвований и грантов, которые выделяют как президент России, так и Еврокомиссия. Вся документация и отчетность об этом имеется и в Минюсте, и в налоговой Российской Федерации, которые по два раза в год проводят тщательные проверки фонда. По итогам проверок, даже после принятия закона об иностранных агентах в нашей стране в 2012 году, «Правовая инициатива» не была признана иноагентом — политическую деятельность они не ведут, только юридическое сопровождение, заключили в Минюсте.
комментарий юриста фонда<br> &nbsp;

Ольга Гнездилова

юрист фонда «Правовая&nbsp;инициатива»

«Я думаю, в МВД и СК не разобрались, о чем речь. Они связали протесты в Москве с нашей работой по защите арестованных в ходе акций протеста в Ингушетии в марте этого года. Помните, был огромный митинг в Магасе. Ингуши возмущались против несправедливой, по их мнению, демаркации границы с Чечней. Там было задержано более десятка человек и возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках. Наши адвокаты представляют интересы семерых их них. Мы обращались к спецдокладчику ООН по правам человека. Обращали внимание на вопрос о праве на свободу мирных собраний и свободу ассоциации в связи с непропорциональным уголовным преследованием участников митингов в Ингушетии. К акциям в Москве мы не имеем никакого отношения. Более того, сотрудники нашего московского офиса, в том числе и я, сами даже не ходили на них — мы слишком перегружены нашей текущей работой. У нас нет политической деятельности, мы не участвуем в разработке государственной политики, мы не выступаем с заявлениями об изменениях законодательства по этим вопросам, мы только оказываем юридическую помощь пострадавшим».
Обыск в Назрановском офисе «Правовой инициативы» закончился спустя семь часов. Полиция изъяла всю документацию организации с 2017 по 2019 год.
«Правовая инициатива» — не единственная организация на Кавказе, в которую пришли силовики по вопросу протестных акций в Москве.
В пятницу же в Пятигорске во второй половине дня сотрудники полиции и СОБРа явились в офис «Миротворческой миссии имени генерала Лебедя», которую возглавляет член Совета по правам человека при президенте РФ Александр Мукомолов. Полицейские предъявили все то же распоряжение полковника Макитова: оперативно-разыскные мероприятия, ищем неустановленную группу лиц, которая координирует НКО на Кавказе и причастна к акциям протестов в Москве.
Сам Мукомолов заявил, что МВД по СКФО пытается найти организаторов несанкционированных протестных акций «методами незаконной тотальной проверки». Однако, по его словам, деятельность «Миротворческой миссии имени генерала Лебедя» никак не связана с протестами. Организация разыскивает пропавших без вести в ходе чеченских войн, содействует вынужденным переселенцам из Чечни и занимается медико-психологической реабилитацией пострадавших в конфликтах на Северном Кавказе.
комментарий главы «миротворческой миссии имени генерала лебедя»<br> &nbsp;

Александр Мукомолов

член СПЧ, глава&nbsp;«Миротворческой миссии им.генерала Лебедя»

«С некоторых пор в нашей организации имеется в том числе и иностранное финансирование. В последние годы нам редко удается получить президентские гранты, и финансирование у нас скудное, а дел все так же много. Основная наша деятельность — содействие в розыске пропавших без вести в период чеченских войн. За свою 20-летнюю историю существования мы оплатили свыше 1200 генетических исследований по установлению личностей погибших. Это очень дорогостоящие, трудоемкие процедуры для помощи отчаявшимся людям, которые потеряли своих близких в ходе войны. Наша организация не была признана иностранным агентом после принятия закона, хотя проверкам мы подверглись тогда беспощадным. Однако, судя по всему, в черные списки мы попали. Но при чем тут московские митинги, все равно непонятно. Видимо, в Ставрополь пришел циркуляр из Москвы, и теперь будут мучить все организации в этих списках. Хотя мы и так постоянно под пристальным вниманием. Только в прошлом году у нас прошло четыре проверки. Сначала пришли из Центра по противодействию экстремизму. Ничего не нашли, потом приходили из экономической безопасности МВД, потом прокуратура, ну и Минюст. Никто так и не смог предъявить нам ни одной претензии. Все открыто и в соответствии с законодательством. Сейчас же в свете протестных акций в Москве, видимо, следователи просто не знают, что делать. А страдаем мы, организации, которые делают важную, сложную и нужную людям работу».
По итогам обыска, как и в «Правовой инициативе», полицейские изъяли всю документацию, в том числе уставные и финансовые документы «Миротворческой миссии имени генерала Лебедя».