Начало недели, как и все предыдущие дни после 27 июля, оказалось «урожайным» на аресты как по уголовным, так и по административным статьям, — судили москвичей, выступавших за допуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму и за освобождение арестованных за участие в «массовых беспорядках», доказать факт которых власти пока так и не могут. Но посадки идут.
…Басманный суд работал даже в воскресенье 11 августа — там решался вопрос с мерой пресечения 13-му фигуранту дела «о массовых беспорядках» телережиссеру Дмитрию Васильеву. Самого подозреваемого на суде не было — он находился в реанимации 20-й больницы, резко подскочил сахар.
У страдающего сахарным диабетом Васильева, напомним, следователь (по словам адвокатов, его фамилия Омаров) во время допроса изъял инсулин и глюкометр.
Судья Ирина Вырышева по просьбе следствия не стала проводить заседание в отсутствие Васильева и вернула СК ходатайство об аресте СК. В тот же день, ближе к вечеру, на сайте ведомства появился релиз, в котором подчеркивалось:
«Наличие у Васильева озвученного рядом СМИ заболевания не является препятствием для привлечения к уголовной ответственности за преступление, так же как и не мешало ему участвовать в противоправной деятельности 27 июля».
В ведомстве также мимоходом заявили, что никто инсулин у режиссера не отбирал. Видимо, диабетик с 16-летним стажем добровольно отдал лекарства следователю…
К вечеру воскресенья Васильева перевели из реанимации в «стражное» отделение больницы. А в ночь на понедельник истекли 48 часов с момента официального задержания режиссера — его пришлось освобождать. Однако процессуальный статус Васильева остался прежним — подозреваемый. Паспорт изъят. Васильев поехал домой.
«Друзья, я дома. Спасибо всем! Сахара пока дико скачут. Но инсулин, глюкометр и мозги со мной. Так что все нормализую», — написал он в фейсбуке, подчеркнув, что 27 июля был задержан до официального начала акции протеста, после чего его держали в ОВД до поздней ночи: «Так что даже теоретически инкриминируемое мне участие в «массовых беспорядках» есть туфта». Режиссер настаивает на том, что в Москве не было массовых беспорядков: «И 12 человек сидят за решеткой совершенно незаконно. Мы должны требовать их освобождения тоже!».
Через два дня Васильева снова госпитализировали в 20-ю больницу в связи с ухудшением состояния.
Дмитрий Васильев. Facebook.com
…В понедельник Басманный суд Москвы отправил за решетку еще одного фигуранта дела о «массовых беспорядках» 27 июля. Им стал 20-летний Валерий Костенок, член партии «Яблоко», работавший волонтером избирательного штаба своего однопартийца, незарегистрированного кандидата от «Яблока» Кирилла Гончарова. 27 июля его задержали у мэрии Москвы, двое суток он провел в ОВД, а спустя две недели, 11 августа, сотрудники Следственного комитета пришли к Костенку с обыском.
По его словам, визитеры стали выламывать дверь, не дождавшись приезда адвоката. Затем Костенка отвезли на допрос, где официально и задержали.
В суде адвокат 20-летнего «яблочника» зачитал протокол его допроса, согласно которому Валерий признался, что, будучи «на эмоциях», бросил две пластиковые бутылки в сторону полицейских. Одну он забрал из мусорного бака, который бросил в сторону полиции другой фигурант дела — Евгений Коваленко, и кинул ее «без цели причинить вред здоровью представителя власти». Вторую бутылку он швырнул в сторону другого полицейского, она попала в шлем. При этом Костенок не признает, что участвовал в «массовых беспорядках».
«Думаю, что от моих действий испытать боль сотрудники полиции не могли. Мои действия были вызваны эмоциональным и неоправданным поведением. В чем я раскаиваюсь и приношу извинения», — заявил Костенок в суде и просил избрать для него хотя бы домашний арест.
Поручились за молодого человека председатель «Яблока» Эмилия Слабунова, зампред партии Николай Рыбаков, а также ряд муниципальных депутатов. Однопартийцы проводили пикеты возле здания суда. О домашнем аресте неожиданно просил и прокурор.
Однако судья Евгения Николаева заняла позицию следователя СК — в СИЗО Валерий Костенок проведет как минимум до 11 октября, ведь он «опасен» для общества, брошенная им бутылка задела каску полицейского.
Валерий Костенок. Facebook.com
А вот действия полицейских, которые за три часа до акции 27 июля сломали ногу совершавшему пробежку у мэрии Москвы дизайнеру Константину Коновалову, Следственный комитет опасными не посчитал. 12 августа ведомство Александра Бастрыкина отказало Коновалову в возбуждении уголовного дела по его заявлению. Как рассказал сам москвич, в СК назвали «правомерными» действия силовиков — ведь Коновалов «участвовал в несогласованной акции протеста». Ну и, конечно, СК написал, что обращение мужчины «не содержит каких-либо объективных сведений о каком-либо совершенном преступлении сотрудниками правоохранительных органов».
Напомним, на самого Коновалова в полиции составили протокол о нарушении правил проведения митинга (ст. 20.2 КоАП).
Константин Коновалов. Facebook.com
Не спешит Следственный комитет возбуждать дело и против полицейского, который уже на разрешенной акции 10 августа ударил в живот девушку — журналистку Дарью Сосновскую. Девушка уже госпитализирована, врачи ко всему прочему диагностировали у нее закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и ушиб мягких тканей головы. Видео с избиением Сосновской уже опубликовано, действия полицейского осудили даже представители шоу-бизнеса, а СК все не хватает смелости хотя бы вызвать его на «беседу».
Саму Сосновскую после задержания обвинили в «нарушении порядка проведения митинга». Во вторник, 13 августа Таганский суд столицы должен был рассмотреть ее административное дело. На момент подписания номера решение вынесено еще не было. Она находилась в своей поликлинике, врачи которой почему-то долго не могли выдать ей больничный, растерянно бегая из кабинета в кабинет, — сообщала адвокат Татьяна Молоканова. Сосновской грозит штраф от 10 до 20 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 40 часов.
…Свои пять копеек добавил 12 августа и Симоновский районный суд Москвы. Восемь суток ареста он назначил москвичу Ивану Ульянову. Вся вина которого состояла в том, что он, работая в соседнем с Фондом борьбы с коррупцией офисе, в день обысков в ФБК решил снять происходящее на видео. ОМОН, заметив мужчину, избил его и задержал — «за неповиновение полицейским» (ч. 1 ст. 19.3 КоАП). Видео избиения также опубликовано, на нем зафиксировано, как Ульянов стоит в коридоре офиса и держит в руках телефон. В этот момент к нему подбегают несколько силовиков, заламывают руки, валят на пол и надевают наручники.
…Работа кипела в понедельник и в Мещанском суде Москвы. Там при большом скоплении публики арестовали фигуранта «болотного дела», журналиста и активиста Алексея Полиховича, отсидевшего в свое время 3,5 года за «участие в массовых беспорядках» и «применение насилия к полицейским» во время шествия к Болотной площади 6 мая 2012 года. Теперь Полиховичу предстоит отсидеть 13 суток ареста — «за мелкое хулиганство». Хулиганство выразилось в том, что он 10 августа со сцены на проспекте Сахарова, выступая с речью против полицейского произвола, несколько раз использовал нецензурную лексику.
Речь Полиховича стала одним из самых эмоциональных моментов митинга. Приведем один из фрагментов:
[object HTMLElement]
Вечером того же дня Полиховича задержали и оставили до понедельника в отделе полиции «Красносельский», куда не допускали адвоката Светлану Сидоркину.
На суде над Полиховичем были оглашены характеристики от различных организаций, с которыми он сотрудничает. В частности, независимый Профсоюз журналистов потребовал немедленно прекратить его административное преследование, так как он употребил обсценную лексику «не для нарушения общественного порядка, а как экспрессивный прием». За Полиховича также заступились «Театр.doc» (там он играл), книжный магазин «Фаланстер» и «Горький. Медиа», а «Мемориал» охарактеризовал его как «ценного участника команды и талантливого автора».
Сам Полихович рассказал в суде, что люди, которые его задерживали, «были не сотрудниками ОВД, а какими-то операми», и при задержании «ни фразы без мата не сказали».
«Я считаю, что это [использование мата им] было допустимо — я был возмущен действиями полицейских на предыдущих митингах», — сказал Полихович, отметив, что по отношению к обществу его речь была уважительна.
Алексей Полихович. Facebook.com
Но судья Юлия Данильчик ожидаемо встала на сторону московской полиции. Ее постановление гласило, что Полихович допустил «оскорбительные высказывания в адрес сотрудников правоохранительных органов, органов государственной власти».
…Троицкий районный суд Москвы в понедельник оштрафовал незарегистрированного кандидата на выборы в Мосгордуму Любовь Соболь на 300 тысяч рублей. Генерального продюсера «Навальный live» признали виновной в повторном нарушении правил проведения массового мероприятия (ч. 8 ст. 20.2 КоАП) за несанкционированную акцию протеста 3 августа.
А на следующий день, 13 августа, уже Хорошевский суд Москвы оштрафовал незарегистрированного кандидата еще на 300 тысяч рублей — за призывы в фейсбуке участвовать в несанкционированной акции 27 июля.
Это четвертый штраф сотруднику ФБК, вынесенный за один только месяц. 3 августа Щербинский райсуд Москвы тоже оштрафовал Соболь на 300 тысяч рублей, признав виновной в участии в акции на Трубной площади, хотя ее задержали по пути на акцию. А 27 июля Хамовнический суд Москвы выписал ей штраф на 30 тысяч рублей за акцию 14 июля.
Таким образом, общая сумма выписанных московскими судами штрафов возросла до 930 тысяч рублей.
«Большие деньги, но не жалею ни на секунду о своем выборе работать на благо москвичей. Штраф обжалую в ЕСПЧ», — написала Соболь в твиттере.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»