Сюжеты · Политика

СК нашел миллиардеров

Что происходит с уголовным делом Фонда борьбы с коррупцией

Дарья Зеленая , «Новая газета»
3 августа СК возбудил уголовное дело об отмывании 1 млрд рублей сотрудниками Фонда борьбы с коррупцией. По версии следствия, с 2016 по 2018 год в ФБК якобы поступила «крупная сумма денег» как в рублях, так и в иностранный валюте. Основным подозреваемым по уголовному делу проходит Леонид Волков — бывший глава предвыборного штаба Алексея Навального.
Леонид Волков объяснил, что деньги, якобы полученные «преступным путем», были пожертвованы сторонниками ФБК за 2016–2018 годы (около 300 млн рублей), остальные 700 млн — это донаты на президентскую кампанию Навального за 2017–2018 годы и на работу сети штабов Навального за 2018–2019 годы.
Следственный комитет уже допросил адвокатов ФБК Александра Помазуева, Евгения Замятина, Вячеслава Гимади в качестве свидетелей. В рамках уголовного дела также были проведены обыски как дома у сотрудников Фонда, так и в офисах организации. Утром 8 августа силовики пришли домой к Александру Помазуеву, Евгению Замятину, Вячеславу Гимади и видеоинженеру Фонда борьбы с коррупцией Виталию Колесникову. Незарегистрированный кандидат в Мосгордуму Любовь Соболь сообщила, что при задержании Помазуева ударили лицом о пол.
В ходе обысков силовики изъяли документы и оборудование у сотрудников фонда. Также были заморожены банковские счета юридических и физических лиц, по версии следствия, имеющих отношения к ФБК.
Также известно, что обыски прошли у еще одного сотрудника ФБК — Владлена Лося. Его адвокат Мансур Гильманов — под подпиской о неразглашении, поэтому он не смог прокомментировать происходящее «Новой газете».
Юрист фонда Александр Головач сообщил, что на прошлой неделе, в четверг, «человек 20» силовиков пришли в их офис с обыском. Федор Сирош, адвокат Евгения Замятина, сообщил «Новой»:
— Обыск прошел с соблюдением всех процедур, как положено. Полицейские вели себя очень уверенно, спокойно и адекватно, не переворачивая все вверх дном. В целом если бы были такие обыски по России, то никто бы их не боялся. Естественно, они изъяли технику, сотовые телефоны у сотрудников фонда. Они обыскивали, но ставили все на место, аккуратно подходили к этому вопросу.
Федор Сирош опроверг информацию, что уголовное дело об отмывании средств сотрудниками ФБК может быть связано с делом о массовых акциях протеста: «У нас такой информации нет. Связано со 174-й статьей — «легализация доходов, полученных преступным путем», но что это как-то связано с беспорядками, это не указано в документах».
Дело ведет старший следователь по особо важным делам при председателе Следственного комитета Александр Лавров, расследовавший дело бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых. Также Лавров отметился и в деле «Седьмой студии».
Комментарий

Марина Андреева,

— Адвокат, конечно, может отказаться подписывать документ о неразглашении материалов уголовного дела, который ему подсовывает следователь. Но это ничего не изменит. Следователь пригласит понятых, которые под роспись подтвердят, что подобные требования до адвоката были доведены. А это значит, что адвокат де-юре предупрежден об ответственности и будет вынужден молчать, чтобы не повредить ни подзащитному, ни себе.