В Сербии заговорили о военном аспекте решения косовской проблемы. Только что побывавший в Москве начальник Генерального штаба сербской армии генерал Милан Мойсилович заявил белградскому изданию «Вечерние новости»:
«Мы получили поддержку российского военного руководства по поводу того, как действовать вокруг Косово».
А в середине июня первый вице-премьер, министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич в интервью «Известиям» говорил, что Сербия готова ввести свои войска на территорию Косово, если международные силы не смогут обеспечить безопасность его сербского населения. Правда, он выразил надежду, что ситуация не дойдет до вооруженного конфликта, и Белграду не придется обращаться за помощью к Москве.
Люди в форме время от времени блефуют, приваживая призрак войны, чтобы перезагрузить свой боевой дух и проверить нервы противника. Однако стреляный воробей Мойсилович — боевой генерал, участвовавший в боснийской и косовской войнах, а ближе к нашим дням, с 2013 по 2017 год, возглавлявший военную миссию Сербии в НАТО, сделал свое заявление вовсе не на пустом месте.
Генерал Мойсилович. Фото из архива
В конце июля много шума наделала торжественная церемония передачи сербской армии на военной базе в Нише десяти российских БРДМ-2 — бронированных разведывательно-дозорных машин второго поколения. Кроме министра обороны Сербии Александра Вулина и самого генерала Мойсиловича, на церемонии присутствовал президент Сербии Александр Вучич. Он подчеркнул, как сообщало радио и телевидение Сербии, что это не старые списанные машины, а новые модели, и получены они бесплатно. Эти «транспортные средства важны для сохранения территориальной целостности, и их функция — превентивные действия».
«Спасибо Путину и Шойгу за их огромную поддержку по линии сербской армии. Это важная помощь для наших разведывательных подразделений. Такой подарок усилит нашу готовность к потенциальным вызовам», — сказал Вучич.
Он посвятил собравшихся в некоторые детали военно-технического сотрудничества Белграда и Москвы. «Прибудет и то, что мы оплатили, и еще подарки. Мы оплатили четыре вертолета Ми-35 и еще три Ми-17. Это еще семь вертолетов к тому, что мы получили в предыдущий период», — процитировало президента Сербии агентство ТАНЮГ.
Масштабы стратегических возможностей военных поможет оценить статистика. Через пару дней после передачи бронетранспортеров белградское издание «Блик», в котором иногда печатается Вучич, опубликовало выдержки из информационного буклета Министерства обороны Сербии. Из них следовало, что в 2014–2018 годах донором номер один сербской армии были США, передавшие ей «оборудования и денежных средств» на общую сумму около 10 млн долларов, а донором номер два — Китай (5,2 млн евро). «Блик», кстати, пояснял, что последние поставки из России (за десятью БРДМ-2 должны последовать еще двадцать таких машин, а также тридцать танков Т-72МС) в буклете Минобороны не учитывались, так же как и передача в 2017 году Сербии в рамках военно-технической помощи со стороны России шести истребителей МиГ-29, — тогда Вучич назвал это «красивым подарком».
Танк Т-72Б3 команды армии Сербии на старте первого этапа «Индивидуальная гонка» в соревнованиях «Танковый биатлон» V Армейских международных игр-2019 в парке «Патриот». Фото: РИА Новости
По каким-то причинам министерство не учло и подаренные американцами сорок армейских вседорожников HMMWV (в обиходе Humvee) стоимостью 7,5 млн долларов. Во время передачи последней их партии в июне 2017 года Вучич благодарил американскую сторону за то, что в течение предшествовавших десяти лет США возмещали все расходы сербской армии на участие в тридцати с лишним международных военных учениях, а американский посол в Сербии Кайл Скотт оценил вклад своей страны за означенный период в развитие Вооруженных сил Сербии в 31 млн долларов.
Сообщение «Блика» оставалось актуальным недолго: в тот же день Министерство обороны Сербии заявило, что с учетом последних поставок главным донором становится Россия.
Арифметика арифметикой, но, возвращаясь к вопросу о блефе и нервах, отметим: к упомянутому интервью с министром иностранных дел Сербии «Известия» подверстали экспертное мнение старшего научного сотрудника Института славяноведения РАН Петра Искендерова. Им было сказано следующее:
«В случае если сербские Вооруженные силы попытаются пересечь административную границу Косово, они столкнутся с немедленной интервенцией со стороны НАТО и США».
Осуществить подобное они могли бы, буквально не сходя с места. Близ находящегося в сорока километрах южнее Приштины косовского города Урошеваца располагается Кэмп-Бондстил — основная военная база американского контингента в составе KFOR, международных сил под руководством НАТО, отвечающих за обеспечение стабильности в Косове и Метохии. Она названа так, кстати сказать, в честь штаб-сержанта Джеймса Бондстила, во время вьетнамской войны удостоенного высшей военной награды США — Медали Почета. Базу построили в 1999–2000 гг., после бомбардировок Югославии и введения в Косово и Метохию миротворческого контингента НАТО.
Внутри одиннадцатикилометрового внешнего периметра базы, способной вместить семь тысяч военнослужащих, «собственный водопровод, телевидение, кинотеатр, торговый центр, площадки для футбола, баскетбола, волейбола и гольфа, библиотека, крытый бассейн, бетонированные бомбоубежища», — говорит нам справка. Для полноты картины скажем, что с марта прошлого года «Бондстилом» командует полковник Ник Дучич, американец сербского происхождения, прихожанин сербской православной церкви в Сан-Диего, Калифорния, его детей зовут Иван, Лука и Наталия. Полковник успел поучаствовать в программе переподготовки украинской армии по натовским стандартам.
В докладе Российского совета по международным делам, посвященном балканской тематике, отмечалось, что «до сегодняшнего момента США не высказывали видимого недовольства поставками российского оружия. Может быть, потому, что хоть руководство Сербии и декларирует политику нейтралитета, однако при этом наращивает сотрудничество с НАТО… Становится возможной ситуация, при которой новая российская техника будет задействована в ходе сербско-американских учений — в частности, под эгидой «расширенного партнерства». И действительно: Сербия еще в 2006 году вошла в программу НАТО «Партнерство ради мира», в 2011 году подписала и затем продлила Индивидуальный план партнерства (IPAP).
Теперь с Россией Сербия проводит около трех совместных военных учений в год, а с НАТО — в десять раз больше.
Танк Т-72Б3 команды армии Сербии на старте первого этапа «Индивидуальная гонка» в соревнованиях «Танковый биатлон» V Армейских международных игр-2019 в парке «Патриот». Фото: РИА Новости
В том же докладе говорилось, что Сербия наращивает свой военный потенциал быстрее, чем соседние страны. Но это как пойдет: например, нынешним летом Болгария отвалила умопомрачительные для своего бюджета 1,25 млрд долларов за восемь американских истребителей F16. Одновременно она вернула Россию в список угроз своей национальной безопасности и единству Европейского союза и НАТО, как это следует из доклада о состоянии национальной безопасности за 2018 год, подготовленного правительством Болгарии для внесения в Народное собрание.
Перспективы дальнейшего усложнения военно-политической обстановки на Балканах налицо. Местные наблюдатели связывают их прежде всего с поставками Анкаре российских ракетных комплексов С-400, что обостряет отношения Турции с НАТО и отвечает стратегическим интересам Кремля. Турецкий политолог Керим Хас называет эту сделку «политической взяткой» со стороны Эрдогана Москве, в поддержке которой он нуждается. Влияние оси Турция — Россия будет все ощутимее в бассейне Черного моря и на Балканах, считает Хас, и первыми эффект сближения этих держав почувствуют на себе Болгария и Румыния — в последнем случае потому, что Россия очень недовольна размещением в Румынии натовских систем ПРО.
Побочный эффект развертывания в Турции ракет С-400 Хас видит в том, что это может повысить симпатии к России со стороны мусульманского населения региона, для которого Турция является признанным лидером. Известный аналитик, старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне Димитар Бечев, со своей стороны, указывает, что позитивное восприятие Турции на Балканах может способствовать курсу президента Сербии Александра Вучича на сближение с Анкарой.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»