Сюжеты · Общество

Собиратели земли

Владимирские активисты вернули России 1500 гектаров леса, проданных частной фирме под мусорный полигон

Дарья Зеленая , «Новая газета»
Группа активистов у выхода из Первого Арбитражного апелляционного суда
1 августа в Первом арбитражном апелляционном суде Владимирской области состоялось заседание, которое жители Филипповского поселения (Киржачский район) называют рубиконом. С лета 2017 года они пытаются предотвратить строительство мусорного полигона в вековом лесу.
В 2015 году завод «Метровагонмаш», который арендовал у Российской Федерации 1500 гектаров, добился через суд, чтобы этот участок исключили из госсобственности, и выкупил по 200 рублей за сотку. А через год перепродал своей «дочке», компании «Экотехстрой Владимир». Та едва не начала по-тихому строить полигон, но о проекте узнали жители Филипповского.
Главное из всего, что они сделали за следующие два года, — нашли и рассекретили особое распоряжение Совета министров РСФСР. По нему этот участок ни при каких условиях не может быть исключен из Гослесфонда.
— В 1967 году Совмин передал Мытищинскому машиностроительному заводу 1500 гектаров, разрешив вырубить 120 гектаров под полигон для испытаний оборонной техники. Остальную территорию отдали «для ведения лесного хозяйства и охраны леса», — объясняет филипповский активист Борис Благославов. — В 1992 году завод, став частью АО «Метровагонмаш», получил этот участок от администрации Киржачского района в бессрочное пользование. Мошенничество в том, что всю территорию зарегистрировали как «земли промышленности», хотя переводом земли из одной категории в другую занимается правительство. Такого постановления правительства просто не существует.
Рассекретив документ Совмина, филипповские обратились в суд и этой весной опрокинули решение 2015 года. Ответчики — «Экотехстрой Владимир», АО «Метровагонмаш» и Мытищинский машиностроительный завод — подали жалобу.
На заседание приехало больше 50 человек. Полдевятого утра экскурсионный автобус, который был заказан активистами, выезжает из Москвы во Владимир, подбирая людей в Черноголовке, Фрязине, Киржаче и Филипповском. На остановке в Филипповском Ольга Голубкина, местная дачница, уже тактично отказывает хлынувшим в автобус: все места заняты.
Во Владимире, в пяти минутах от здания суда, нас встречает Юрий, высокий мужчина с бородой. В руках у него плакат, на котором владельцы «Метровагонмаша», Махмудов и Бокарев, названы «солдатами Путина». Несколько минут назад к Юрию подошел полицейский, спросил паспорт, потому что «так положено», и проинструктировал, как правильно пикетировать и реагировать на провокаторов. Извинился и ушел.
Юрий не единственный пикетчик, люди с транспарантами стоят также у областной и городской дум.
— Пущайте! — усатый пристав открывает для толпы из автобуса вторую створку входной двери. В здание суда сегодня пропускают даже тех, кто забыл паспорт.
За 20 минут до начала судебного заседания через живой узкий коридор протискиваются пять пар начищенных туфлей — адвокаты со стороны олигархов. С журналистами не общаются и делают вид, что зашли на минутку.
— Ну такая солидная компания мужчинок, — посмеивается моя соседка из автобуса, показывая глазами в их сторону.
— Увеличилось число юристов у ответчиков. Пусть это вас не пугает, это такая тактика. Это не говорит об их высокой квалификации, потому что ходатайство, которое они подали, написано каким-то детским языком, — поднимает дачница Голубкина боевой дух приехавших.
Заседание длится около двух часов. Суд встает на сторону местных жителей и признает Российскую Федерацию владелицей 1500 гектаров. В зале, где уместилось только 24 человека, и в коридоре кричат «ура!».
— Пусть строят свалку у себя в Мытищах! — махнул рукой в сторону адвокатов дед, что все заседание простоял у стенки.
— Эти свалки нигде не нужны, — осек его кто-то из своих же.
Пятерка адвокатов тихо просочилась сквозь толпу и свернула в первый же переулок. 25 августа активисты встретятся с ними снова в другом суде — когда будут оспаривать продажу леса администрацией поселения по 200 руб­лей за сотку. В Филипповском надеются, что решение Первого арбитражного апелляционного суда повлияет на ход «лесного дела».
— Та судья поглядывает, что решит эта, — уверен Борис Благославов.