Компания Nord Stream 2, которая строит газопровод «Северный поток — 2» по дну Балтийского моря, обратилась в суд ЕС с просьбой отменить недавно принятые поправки к европейской Газовой директиве. По мнению руководства компании, эти поправки дискриминируют «Северный поток — 2». Тем временем сам газопровод, возможно, не будет запущен вовремя — из-за позиции Дании, которая затягивает выдачу разрешения на прокладку провода в своих территориальных водах.
Неприятные поправки
На прошлой неделе руководство компании Nord Stream 2 обратилось в суд ЕС с иском против Еврокомиссии. Предмет иска — поправки к Газовой директиве ЕС, окончательно утвержденные в апреле. По мнению руководства Nord Stream 2, эти поправки «очевидно, были разработаны с целью нанести вред и усложнить строительство газопровода «Северный поток — 2».
Реализацию проекта поправки действительно усложняют, хотя с точки зрения европейского законодательства они абсолютно справедливы. Суть поправок — применение правил внутреннего европейского рынка к газопроводам, идущим из третьих стран. Одно из таких правил — запрет на то, чтобы газ добывала, транспортировала и продавала одна и та же компания. Под это правило компания Nord Stream 2, единственным владельцем которой является российский «Газпром», не попадает.
Для европейцев, однако, это важный принцип. Еще в 2017 году в тексте поправок, сформулированном Еврокомиссией, говорилось, что такой подход позволит избежать «дискриминации между операторами газопроводов, поставляющих газ в Евросоюз и экспортирующих из Евросоюза, а также в отношении других участников рынка».
Внутри Евросоюза не все страны были довольны поправками. Главным противником выступила Германия, на территории которой после запуска «Северного потока — 2» будет находиться пункт приема газа и которая сможет благодаря проекту стать крупнейшим европейским газовым хабом. Несмотря на позицию Германию и еще нескольких стран, поправки были приняты —они вступили в силу 23 мая.
В руководстве Nord Stream 2 рассчитывают, что суд ЕС отменит поправки. «Будучи осторожными инвесторами, мы делаем все, чтобы защитить наши инвестиции, — заявил руководитель компании Маттиас Варнинг. — Однако поправки к Газовой директиве вредят не только «Северному потоку — 2». Такая очевидная дискриминация, направленная против индивидуальных коммерческих инвестиций, подрывает возможности внутреннего рынка ЕС привлекать инвестиции».
Успеть к сроку
Впрочем, поправки к Газовой директиве не единственная проблема «Северного потока — 2». Есть еще одна, более срочная — добиться разрешения от Дании. Компания Nord Stream 2 получила разрешение на прокладку трубопровода от всех стран, чьи территориальные воды затрагивает маршрут, — кроме Дании.
На днях газета Financial Times опубликовала статью, в которой со ссылкой на два источника говорится, что затянувшееся ожидание сильно беспокоит компанию.
«Если мы не получим разрешения от Дании в ближайшие несколько недель, мы не успеем к дедлайну», — заявил один источник, близкий к руководству Nord Stream 2.
По словам другого источника, «это создает беспокойство, если не панику».
Компания подала на утверждение Копенгагена уже три варианта маршрута: второй и третий маршруты не проходят через территориальные воды Дании, а затрагивают лишь исключительную экономическую зону Дании в Балтийском море вблизи острова Борнхольм.
Две последние заявки сейчас рассматривает Датское энергетическое агентство, однако в агентстве пока не могут сказать, когда именно будет решение. По словам представителя агентства Луизы Албэк Йенсен, в июле была проведена оценка воздействия проекта на окружающую среду. «Датское энергетическое агентство сейчас изучает полученный ответ и параллельно занимается собственной оценкой проекта, — рассказала Йенсен «Новой газете». — Пока невозможно сказать, сколько времени займет этот процесс».
В «Газпроме» говорят, что рассчитывают получить ответ от Дании в октябре, — председатель совета директоров компании Виктор Зубков выступил с таким прогнозом в середине июля. По словам главы компании Алексея Миллера, это позволит закончить проект в срок, то есть до 1 января 2020 года, — если Дания одобрит проект, на прокладку труб по оставшемуся участку потребуется около пяти недель.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Катя Ефимова согласна, что при таком раскладе шансы успеть действительно есть — по крайней мере, частично.
«Если Дания выдаст такое разрешение до конца сентября 2019-го, то прокладка и ввод в эксплуатацию первой нитки еще вполне возможны до 1 января 2020-го, — говорит Катя Ефимова. — Прокладка и ввод в эксплуатацию второй нитки в тот же срок также теоретически возможен, но не гарантирован, поскольку работа может осложниться плохими погодными условиями на Балтике. В то же время, если разрешение не будет выдано до конца сентября — начала октября 2019 года, то может быть невозможно закончить проект в срок».
Как раз в это же время — 31 декабря этого года — истекает действующий российско-украинский газовый контракт, по которому Россия поставляет газ в Европу транзитом через Украину. Соглашение по новому контракту до сих пор не достигнуто.
«Любые задержки «Северного потока — 2» снижают шансы заключения долгосрочного договора на транзит через Украину, — считает Катя Ефимова.
— Согласно европейскому законодательству «Газпром» имеет право заключить краткосрочный транзитный договор на транзит через Украину на годовой основе и продлять его по мере надобности в объемах, зависящих от того, когда будет достроен «Северный поток — 2» и на какую мощность он будет использоваться. Со своей стороны Украина и Евросоюз выступают за долгосрочный транзитный договор (10 лет). Компромиссное решение, приемлемое для всех, может быть в том, чтобы заключить долгосрочный транзитный договор через Украину в обмен на обязательство Еврокомиссии не чинить препятствий в использовании «Северного потока — 2», когда он будет введен в строй».
Это согласуется с позицией некоторых европейских стран, в первую очередь Германии. Некоторые немецкие высокопоставленные чиновники, в частности новый лидер Христианского демократического союза Аннегрет Крамп-Карренбауэр, предлагают использовать «Северный поток — 2» в качестве политического рычага в обмен на гарантии долгосрочного газового контракта с Украиной.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»