Сюжеты · Общество

Красная кнопка

Петербургский YouTube-канал лишился рекламы после публикации видео разгона первомайского шествия

Сергей Сатановский , «Новая в Петербурге»
Страница канала NevexTV в Youtube
Вечером 1 мая на ютуб-канале Nevex.TV вышел «Сказочный Первомай» — репортаж о том, как в Петербурге прошло праздничное шествие. Эмоциональный ролик, на котором запечатлен жесткий разгон согласованной демонстрации петербургских демократов, стал самым популярным видео о событиях того дня в городе на Неве. К 30 июля его посмотрели 3,3 миллиона человек.
Через полтора месяца у канала начались проблемы. Как рассказал «Новой в Петербурге» основатель Nevex.TV Дмитрий Волобуев, в процессе загрузки видео на канал у роликов стала появляться пометка с изображением желтого значка доллара — это значит, что видео не подходит рекламодателям, которых для канала находит сам видеохостинг (рекламные вставки включаются в ходе просмотра роликов пользователями ютуба). «Пожелтели» таким образом две с лишним тысячи видео Nevex.TV.
Канал, развитием которого занимаются Дмитрий Волобуев и Татьяна Маршанова, стал набирать популярность на заре российского сегмента ютуба — в 2010 году. «Мы тогда сняли подвиг прапорщика полиции Вадима Бойко, — вспоминает Волобуев. — Он тут же получил кличку Жемчужный, а мы проснулись знаменитыми».
История «жемчужного прапорщика» Вадима Бойко — один из немногих в современной России примеров, когда полицейского наказали за применение силы к демонстрантам. 31 июля 2010 года этот прапорщик с жемчужным браслетом на руке «защищал правопорядок» у станции метро «Гостиный двор», где в тот вечер проходила акция «Стратегии-31». Он оскорблял и бил демонстрантов.
Видео с произволом стало популярным в интернете и легло в основу уголовного дела о превышении полномочий: Бойко в итоге получил 3,5 года условно.
От Nevex.TV широкая российская аудитория в 2013 году узнала, как в Петербурге проходят рейды националистов по незаконным торговым палаткам у станций метро. Ролики назывались «Русская зачистка» — название ушло в народ, а сами видео демонстрировались и обсуждались на федеральных телеканалах.
На Nevex.TV публикуются не только репортажи с протестных акций, но и интервью с известными людьми, трансляции культурных событий в Москве и Петербурге. Около семи лет назад, как говорят Маршанова и Волобуев, администрация YouTube связалась с ними и предложила соглашение, по которому видеосервис может размещать рекламу в их видеороликах, а авторы канала будут на этом зарабатывать. «Мы как раз думали, как монетизировать свою деятельность. Предложение было очень удобным, — рассказал Волобуев. — Мое дело — сделать видео, которое посмотрят зрители, а YouTube выступает в качестве селлера». Маршанова говорит, что заработок был приличным: хватало на зарплаты, гонорары операторам и даже на собственный офис.
Когда в июне все видео на канале «пожелтели» и отключились от монетизации, авторы обратились в поддержку. У Nevex.TV сейчас 214 тысяч подписчиков — после 100 тысяч они получили «Серебряную кнопку» от хостинга и персонального менеджера. Как видно из переписки, предоставленной «Новой»,
менеджер Соня отделывается от вопросов канала общими ответами, отмечая, что она «не может давать советы».
Апелляции не давали результатов, и тогда Татьяна с Дмитрием решили проверить политическую версию. Они договорились с изданием «Фонтанка» и загрузили на свой канал видео этого издания под названием «Как живет свинья Варвара с Васильевского острова». У «Фонтанки» это видео монетизируется, то есть в нем может размещаться реклама. У канала Nevex.TV тот же самый ролик оказался «желтым» — то есть неподходящим рекламодателю. Такой же эксперимент авторы Nevex.TV повторили еще с одним видео. Получив тот же результат, рассказали о своих наблюдениях администрации YouTube.
На этот раз им больше не стали советовать подавать апелляции. «Канал был демонетизирован одним из специалистов по политике из-за различных нарушений правил в отношении содержания, дружественного рекламодателю, и помечен как «Красный» — блокировка рекламы, — ответила менеджер Таня. — Это решение о монетизации не может быть отменено». Как и в прошлый раз, администрация Youtube не стала уточнять, какие конкретно видео не соответствуют правилам видеохостинга.
Дмитрий Волобуев и Татьяна Маршанова рассказали «Новой», что сейчас советуются с юристами и прорабатывают возможность подать на видеосервис в европейский или американский суд.