Руководители инициативной группы «Поморье не помойка» и четырех экологических организаций Республики Коми и Архангельской области направили открытое письмо в Совет Баренцева Евроарктического региона, а также главам Норвегии, Швеции и Финляндии. После года писем, петиций и обращений во все органы власти России защитники Шиеса впервые апеллируют к международному сообществу.
Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»
В годовщину начала шиесских протестов, 26 июля, открытое письмо направлено всем странам-членам и наблюдателям Совета Баренцева региона, королю Швеции Карлу XVI Густаву, королю Норвегии Харальду V, президенту Финляндии Саули Ниинистё и премьер-министрам скандинавских стран. «Мы больше не верим, что руководители нашей страны нас услышат и обеспечат выполнение нашего конституционного права жить в пригодных для жизни условиях», — пишут члены межрегионального общественного движения «Комитет защиты Вычегды», региональной общественной организации «Комитет спасения Печоры», инициативной группы «Чистая Урдома», межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас».
К странам-соседкам они обращаются потому, что скандинавы успешно справились с проблемой мусора, перейдя на раздельный сбор и эффективную переработку отходов. Проект «Технопарка» на станции Шиес — полная противоположность европейскому подходу к мусоропереработке. Собственно, никакой переработки он и не предусматривает: только захоронение в шиесские болота измельченного в труху и упакованного в целлофан мусора, доставленного поездами за 1200 км от столицы.
Если это и есть итог мусорной реформы, то это провал.
Фото: Татьяна Брицкая / «Новая газета»
«Несмотря на законодательное закрепление принципов вторичного использования, раздельного сбора и переработки на уровне федерального законодательства, на местах эти принципы не реализуются — об этом свидетельствуют документы территориального планирования. Первые полгода проведения мусорной реформы вызывают опасения, что реформа реализуется неграмотно, а огромный бюджет, выделенный на нее, будет использован неэффективно или разворован», — пишут авторы письма.
Импорт мусора из Москвы сначала в окрестные, а затем в северные регионы отодвигает мусорные протесты подальше от центра — в провинцию. И делает их все более активными, вовлекая жителей и без того депрессивных регионов, которым попросту нечего терять — с учетом уровня жизни, безработицы и мизерных доходов. Люди, лишенные каких бы то ни было социальных лифтов, рождаются, живут и умирают в своих регионах, поскольку уехать отсюда, продав квартиру, почти нереально. В том числе и поэтому отношение к своей земле здесь очень личное, и посягательство на экологию воспринимается как прямая угроза жизни. Не потому ли проекты по раздельному сбору отходов успешно реализованы как раз в Коми и Архангельской области? Везти сюда не только несортированные, но и непригодные для сортировки — измельченные — отходы из столицы, прямо скажем, не лучшая идея.
Из обращения активистов: «Строительство уже началось без какого-либо обсуждения с местным населением, без предварительной экологической экспертизы, без проектной документации на данный проект и без каких-либо разрешительных документов на уже вырубленные 32 га тайги. В случае реализации данного проекта полигон на Шиесе площадью 3000 га станет самой большой мусорной свалкой в Европе. Только на этом полигоне планируется к захоронению по 2,3 млн тонн ежегодно, т.е. более 40 млн тонн ТБО за 20 лет».
Лоббисты мусорного проекта с первых дней ссылались на европейский опыт: дескать, технология шведская. Однако в Швеции нам с коллегами так и не удалось найти ее следов.
Побывавшие в Шиесе скандинавские эксперты говорят, что планы инвесторов неминуемо приведут к катастрофическим последствиям. Если строительство не остановить, эти последствия почувствуют на себе не только жители окрестных сел, но и адресаты послания — страны Баренцева региона.
Глубина болот под стройкой — 6 метров. В случае любой аварии на будущей свалке водоносный горизонт будет загрязнен, и продукты разложения окажутся в Северо-Двинском артезианском бассейне, что приведет, как пишут экологи, опираясь на мнение ученых, к загрязнению всех подземных вод европейской части РФ, а также стран Восточной и Центральной Европы. Кроме того, полигон находится в зоне возможного подтопления в период половодья, когда вода в этих местах поднимается до уровня более 7 метров. По весне здесь сливаются пять рек.
Из письма активистов<br>
«Только на первом этапе захоронения ТБО на полигоне будет образовываться около 1,2 млн литров воды в сутки, а в период снеготаяния — до 9 млн литров воды в сутки. Это значит, что каждые 24 часа в водные объекты Архангельской области будет попадать приблизительно 1,2 млн литров отравленной ядовитым фильтратом воды в летнее–осенний период и 9 млн литров воды в весеннее время. Вся питьевая вода Вычегды и Северной Двины будет загрязнена. А с учетом отравления подземных вод создается реальная угроза отсутствия воды питьевого качества в обозримом будущем на всем европейском севере России. Кроме того, через Северную Двину ядовитый фильтрат попадет в Белое и Баренцево моря и, таким образом, может нанести непоправимый урон всему Баренц-региону».
Несколькими днями ранее об этом же на 12-й сессии Экспертного механизма по правам коренных народов ООН говорила от имени Межрегионального общественного движения коми-ижемцев мурманчанка Наталья Чупрова. Она акцентировала внимание на том, что стройка нарушает не только экологические права местных жителей, но и угрожает традиционному быту коренных народов Севера, согласия которых на проект «технопарк» никто (вопреки международным нормам) не спрашивал.
Мусорная проблема России достигла критического уровня. Активисты, не дождавшись реакции российских властей, требуют вмешательства международного сообщества. Глав северных стран просят направить официальный протест правительствам Архангельской области и Москвы, правительству и президенту РФ.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»