Российский танкер, задержанный в украинском порту, называется «Ника Спирит». Под флагом Российской Федерации в среду, 24 июля, он вошел в порт Измаил в Одесской области. Как рассказывает капитан Илья Дробязко, судно шло «для постановки на ремонт» (цитата по «Интерфаксу»). При входе в порт «все формальности были соблюдены», однако утром 25-го на борт поднялись сотрудники военной прокуратуры Одессы и «начали проводить следственные мероприятия». Экипажу «разъяснили права и обязанности с учетом украинского законодательства», разрешали связаться с родными.
Танкер «Ника Спирит» еще недавно назывался «Нейма». Фото: splash247.com
Идентификационный код IMO судна — 895528. Сервис marinetraffic.com дает информацию, что оно приписано к порту Таганрог и что когда-то носило имя «Ленанефть-2070», а сейчас называется не «Ника Спирит», а «Нейма». Так назывался танкер, который в ноябре 2018 года блокировал в Керченском проливе украинские военные корабли «Никополь», «Бердянск» и буксир «Яны Капу».
Напомним, что в ноябре 2018 года российские пограничники с применением оружия задержали украинские корабли вместе с экипажами, обвинив их в нарушении морской границы России. До сих пор под стражей остаются 24 украинских моряка, срок заключения им продлен до ноября. Киев считает инцидент военной агрессией со стороны России. На Украине возбуждено уголовное дело, по которому проходят 15 российских должностных лиц.
Проверив ID судна, пришедшего в Измаил, украинские пограничники сделали вывод, что это тот самый танкер. По версии СБУ, его название изменили «с целью сокрытия причастности к незаконным действиям и акту агрессии» перед отправкой в украинский порт. На судне прошел обыск, изъяты были бортовые журналы и записи переговоров, в частности — сделанные предположительно во время керченского конфликта. Сама «Ника Спирит» по решению суда арестована как вещдок по уголовному делу. Команду танкера задерживать не стали, моряки уже дома — в Краснодарском крае. Российские официальные лица, комментируя арест танкера, в разных выражениях, но очень единодушно заговорили о грубейшем нарушении международного права, которое теперь наверняка ухудшит российско-украинские отношения.
Юристы, к которым обратилась за комментариями «Новая», сходятся в том, что оперировать нормами международного права здесь как раз невозможно. Порт Измаил находится на реке Дунай в 93 километрах от берега Черного моря. Танкер пришвартовался и, судя по всему, должен был остаться на какое-то время для ремонта.
Почему судно, которое использовали при атаке на украинские корабли, потребовалось чинить именно в украинском порту, отдельный вопрос.
Видимо, таково было желание судовладельца — главы и бенефициара компании «Альтомар Шиппинг», зарегистрированной в Геленджике. В любом случае, танкер не был задержан в международных водах, он добровольно вошел во внутренние воды Украины.
Танкер «Нейма» блокировал украинские корабли в Керченском пролике, якобы, сев на мель. Фото: marinetraffic.com
— Надо различать задержание судна в международных водах и задержание в порту, — объясняет адвокат Сергей Голубок, участвовавший в трибунале по морскому праву по делу судна «Арктик Санрайз». — В Конвенции по морскому праву есть исчерпывающий перечень оснований для задержания судна в международных водах. В этом заключается свобода навигации, все нации заинтересованы в том, чтобы суда спокойно ходили. Если танкер задержан в украинском порту, куда он зашел добровольно, то это внутренние воды — территория прибрежного государства, то есть Украины. И там действует украинское законодательство, в том числе уголовное. Оно может предусматривать свои основания для задержания судов, кроме запрещенных международным правом. Например — судно может быть вещдоком по уголовному делу.
«Не хотите попадать под действие украинского законодательства? Не заходите в украинские порты».
— Если судно стояло в порту, то морское право здесь неприменимо, — согласен доцент ВШЭ, эксперт по международному праву Глеб Богуш. — Применимо законодательство Украины, а вопросы могут возникать по консульским делам и так далее.
Россия может обжаловать арест судна. Но, по словам юриста, не в трибунале по морскому праву, где Украина оспаривает действия России в Керченском проливе. Делать это, видимо, нужно будет в украинском райсуде. И выступать истцом должно будет не государство, а судовладелец — частная компания «Альтомар Шиппинг», которая когда-то предоставила свой танкер для блокировки украинских кораблей, а теперь сменила его название и отправила на ремонт в украинский порт.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»