Из доклада фонда «Либеральная миссия» по мониторингу выборов 8 сентября 2019 года
По нашему мнению, итоги регистрации кандидатов в МГД говорят об их неадекватности и несправедливости, дают основания предполагать наличие неравного подхода и даже дискриминации в процессе регистрации кандидатов. Показательны различия, в частности, по итогам регистрации в качестве кандидатов действующих муниципальных депутатов Москвы — по всем электоральным закономерностям, данная категория кандидатов в целом должна быть более успешна в ходе сбора подписей и регистрации, чем кандидаты, депутатами не являющиеся. Речь о наличии политического опыта, устойчивых связей с избирателями и поддержки на локальном уровне. Однако в результате регистрации из 111 кандидатов, не являвшихся депутатами и сдавших подписи, зарегистрированы 69 (62%). Из 33 муниципальных депутатов, сдавших подписи, зарегистрированы 18 (55%). Данная разница не может считаться нормальной. Из числа муниципальных депутатов 10 выдвигались на муниципальных выборах 2017 года «Единой Россией», из них 8 зарегистрированы и 2 получили отказы. Если исключить эти 10 человек, то получится, что из 23 муниципальных депутатов, избранных не от «Единой России», отсев составил более половины: зарегистрированы 10, а отказано 13. А если еще исключить представителей парламентских партий среди муниципальных депутатов (исключить их можно хотя бы потому, что у них нет опыта сбора подписей), то получится, что из 19 муниципальных депутатов, избранных как самовыдвиженцы или от непарламентских партий, зарегистрированы 7 и отказано 12.
Мы понимаем, что сами завышенные требования по сбору подписей провоцируют прибегать к незаконным способам обеспечения нужного числа подписей. Поэтому нельзя исключать, что к «рисовке» прибегали сборщики подписей или штабы у значительной части кандидатов. Однако из общих соображений и большого числа фактов, обнародованных в ходе кампании, можно сделать вывод, что именно у наиболее знаковых оппозиционных кандидатов вероятность рисовки подписей наименьшая.
Наши общие соображения исходят из того, что эти кандидаты достаточно известны и имеют значительное число сторонников. Этим они сильно отличаются от технических кандидатов. Кроме того, у них немалый опыт участия в выборах, в том числе и опыт сбора подписей. Здесь стоит отметить, что многие выдвинутые в рамках данной избирательной кампании «провластные» кандидаты ранее в выборах не участвовали, а другие участвовали только как выдвиженцы «Единой России» или иных партий, имеющих льготу.
Результатом очевидно несправедливых решений по регистрации и отказам в регистрации кандидатов на выборах депутатов МГД стали продолжающиеся в Москве с момента решений об отказе (первые акции прошли 14 июля) регулярные массовые протестные акции, включая акцию протеста 20 июля на проспекте Сахарова. Согласованный митинг на проспекте Сахарова собрал, по данным «белого счетчика», около 22 тысяч человек. Оппозиция требует регистрации своих кандидатов, и, очевидно, этот процесс будет продолжаться. Эти акции проходят, несмотря на сезон массовых летних отпусков и отсутствие в городе большого числа москвичей (соответственно, можно предположить, что в другой сезон в подобном положении они могли бы быть еще более массовыми). Кроме того, данные протестные акции в Москве — первые массовые митинги в истории страны по исключительно электоральной тематике, связанные с недопуском кандидатов на выборы (за исключением ряда случаев в Республике Дагестан). Напомним, что акции протестов зимы 2011/2012 годов проходили уже по итогам выборов и не были связаны с судьбой конкретных партий и кандидатов, а носили скорее общий антисистемный характер.
Происходящие в Москве события, на наш взгляд, являются важнейшим политическим прецедентом, который окажет несомненное воздействие на судьбу политической и избирательной системы страны. Принятые избирательными комиссиями в Москве решения поставили под вопрос доверие ко всей избирательной системе, включая доверие к системе избирательных комиссий в целом и Центризбиркома РФ в частности, принятым правилам регистрации кандидатов и их обоснованности. Мы убеждены, что для недопущения подобных ситуаций в будущем в федеральное законодательство должны быть внесены соответствующие изменения (снижение максимального числа подписей для регистрации хотя бы до 0,5% от числа избирателей округа и реформа проверки подписей, включая полную отмену признания подписей недействительными на основании технических претензий).
Мы также убеждены, что в нынешней ситуации все кандидаты в депутаты в МГД, получившие сомнительные отказы в регистрации, должны быть зарегистрированы. Согласно ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующих однозначному восприятию этих сведений. Хотя к большинству отказов в регистрации кандидатов на выборах в МГД эта норма, вероятно, не может быть применена непосредственно, но заложенная в ней правовая логика говорит о том, что сомнения в достоверности и действительности подписей также должно толковаться в пользу кандидатов для обеспечения конституционного принципа равного избирательного права.
Александр Кынев,
Аркадий Любарев,
Андрей Максимов
Полный текст доклада читайте на сайте «Либеральной миссии» liberal.ru
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»