Фото: Пресс-служба МЧС по Хабаровскому краю / ТАСС
Причиной пожара в палаточном лагере для детей в Хабаровском крае мог стать неисправный обогреватель — буднично сообщили информагентства, а потом так же буднично уточнили, что дело, мол, в том, что, «поскольку температура воздуха в ночь пожара составила не больше +16°С, многоместные палатки, где размещались дети, отапливались обогревателями».
Обогревались, а потом сгорели.
Потом еще что-то говорилось про неисправность и про то, что «не исключено, что на обогревателе сушили одежду», словно забыв, что наша страна из года в год горит, горит и горит. Еще, бывает, тонет, и всегда кто-то либо что-то сушит, либо блокирует пожарные двери, либо забывает что-то отремонтировать. И еще много «либо», обобщенных словами «халатность» или «безразличие», — к себе и своей жизни.
2009 год. Пермь. Клуб «Хромая лошадь»<br>
156 погибших.
78 пострадавших.
Первый случай массовой гибели людей в ночных клубах в истории России.
Непосредственно в ходе пожара и сразу после него в результате ожогов, отравления высокотоксичным дымом и давки погибли 111 человек. В последующие дни в больницах умерли еще 45 человек. По заключению следствия, жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения. Владелец клуба получил 9 лет 10 месяцев колонии общего режима. Различные сроки получили и другие ответственные лица.
2011 год. Уфа. ТЦ «Европа»<br>
2 погибших.
15 пострадавших.
Спасаясь от огня, люди выпрыгивали из окон торгового центра.
По основной версии, причиной пожара стало грубейшее нарушение правил техники безопасности. На одном из этажей торгового центра производили работы по отделке помещений. Рабочие укладывали полы.
Когда у них что-то не получилось, чтобы исправить недоделки, пол нужно было разогреть. Для этого они использовали газ и открытый огонь. Очевидцы рассказывали, что еще с обеда вокруг сильно пахло газом.
2011 год. Самара. Магазин «Кооператор»<br>
5 погибших.
39 пострадавших.
Через пару лет суд приговорил владельца магазина к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года.
2014 год. Новгород. Психоневрологический диспансер<br>
37 погибших.
22 пострадавших.
Возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности») и ч. 3 ст. 293 УК РФ («Халатность»). Во время следствия проверялась полнота и законность действий чиновников, в обязанности которых входит обеспечение безопасности пациентов медицинского учреждения.
2015 год. Казань. ТЦ «Адмирал»<br>
17 погибших.
Более 70 пострадавших.
2 пропавших без вести.
Пожару была присвоена четвертая категория сложности по пятибалльной шкале. Технической причиной пожара в здании явилось воспламенение пенополиуретана сэндвич-панелей и гидроизоляционных материалов на основе битума от внешнего источника на крыше пристройки.
Следствие продолжалось 2 года. Приговора до сих пор нет.
2016 год. Детский лагерь «Сямозеро»<br>
14 погибших.
33 пострадавших.
На озере Сямозеро группа из 47 детей и нескольких инструкторов шла на лодках по озеру и попала в шторм. Было возбуждено несколько уголовных дел, задержаны директор и сотрудники лагеря, а также глава регионального управления Роспотребнадзора Анатолий Коваленко.
Директор лагеря Елена Решетова пыталась скрыть трагедию, не сообщив о случившемся МЧС. 4 апреля 2017 года фельдшера районной больницы приговорили к трем годам колонии-поселения: врач проигнорировала звонок ребенка, который сообщил, что на озере перевернулись лодки с детьми. Вместо того чтобы сообщить о случившемся в полицию и МЧС, медик не придала звонку значения и даже не внесла информацию о нем в журнал.
2017 год. ТЦ «Аист» Московская область<br>
3 погибших.
5 пострадавших.
В качестве одной из версий причины возгорания СМИ называли пиротехнику и новогодние гирлянды.
Возбуждено уголовное дело об услугах, не отвечающих требованиям безопасности.
Предполагаемые причины: поджог, короткое замыкание электропроводки. Также известно, что двери в кинозалах закрывались на ключ, чтобы не допускать на сеанс безбилетников, а сигнализация о пожаре, по словам очевидцев, не сработала.
И вот мы в 2019-м. В сгоревшем детском палаточном лагере.
Ужас ситуации в том, что, похоже, причина трагедии не в злонамеренности действий, а в очередной раз в несоблюдении техники безопасности и пресловутой халатности, то есть наплевательском отношении к обязанностям. Я уже слышу призывы от бывших коллег-законодателей жестко разобраться и покарать виновных, веерные проверки всех детских летних лагерей начались по всей стране, что, скорее всего, убьет вообще весь этот сегмент туриндустрии, но проблему не решит. Как и не решат проблему какие-нибудь поправки в Уголовный кодекс с целью ужесточения наказания за халатность и нарушение правил безопасности.
Если все-таки посмотреть на решение этой задачи юридически, но без сжатых законодательных скул, а вдумчиво, то можно увидеть три направления скучной и кропотливой работы.
Во-первых, законодательное закрепление обязательных требований к подготовке вожатых и воспитателей в летних лагерях и санаториях.
На настоящий момент каких-либо особых образовательных требований к потенциальным вожатым не предъявляется. Среднестатистическим вожатым в детском лагере является молодой человек 18–19 лет, студент начальных курсов института, вне зависимости от его специальности. Это одна из причин, почему вожатый выполняет исключительно функции аниматора и объективно не способен обеспечить безопасность времяпрепровождения детей.
Имеет смысл нормативно закрепить необходимость прохождения вожатыми программы обучения и аттестации по вопросам обеспечения безопасного отдыха в детских лагерях. Обязательными частями обучения должны стать дисциплины по противопожарной безопасности, правилам охраны труда и правилам оказания первой медицинской помощи.
Подобная инициатива уже предлагалась после трагедии на Сямоозере в 2016 году, однако до сих пор не была реализована.
Во-вторых, законодательное закрепление обязательных практических инструктажей, учений и тренировок по действиям во время пожара для воспитанников лагерей.
Сейчас по действующему законодательству обязательным является проведение инструктажей по противопожарной безопасности именно для персонала лагеря, что, безусловно, необходимо. Однако в ситуации пожара дети часто оказываются практически неподготовленными к опасности.
Достаточно на нормативном уровне закрепить обязанность проведения реальных тренировок воспитанников лагеря по действиям в случае чрезвычайных ситуаций. Такие учения должны проводиться в начале каждой смены под надзором и с обязательным участием уполномоченных сотрудников МЧС России. Подобная практика распространена за рубежом. Тренировки проводятся до тех пор, пока дети не научатся укладываться в отведенное противопожарными требованиями время для эвакуации и действовать согласно инструкциям.
В-третьих, необходимо нормативное уточнение противопожарных требований для нестационарных детских лагерей (палаток для проживания).
Действующее на настоящий момент законодательство напрямую не регламентирует правила противопожарной безопасности именно для нестационарных объектов.
Ввиду их особой специфики неурегулированными частично или полностью остаются вопросы:
- допустимой горючести материалов, из которых должны изготавливаться палатки для проживания детей в лагерях;
- допустимости установки в палатках электроприборов (возможная причина пожара в лагере в Хабаровском крае — возгорание тепловой пушки);
- необходимости установки сигнализаций, систем пожаротушения и наличия индивидуальных систем защиты в нестационарных палаточных лагерях;
- виды замков и застежек, обеспечивающих вход и выход из палатки (дети ссылались на сложные замки, которые препятствовали беспрепятственной и быстрой эвакуации).
Вот это давайте уже сделаем. Потому что начинать надо с малого, но конкретного, замахиваясь при этом на большое и абстрактное.
Глубинная проблема России — отношение к соблюдению правил и норм. Оно равно отношению к соблюдению законов. Потому что Россия пока так и не стала страной закона, она является страной благодати, в ней превалируют категории совершенно иного порядка — от «справедливости» до «понятий». В массе своей строгое следование нормам не только не приветствуется, но считается проявлением девиантного поведения. Этим мы отличаемся от евроатлантического мира и поэтому регулярно пожинаем ужасные плоды такого отношения.
Юридические рецепты, как избежать в дальнейшем подобных трагедий, — не универсальные, а вспомогательные. Универсальный, пожалуй, один. Мы все должны понять и принять скучный постулат: правила изобретены человечеством для жизни людей, а не для смерти.
И давайте уже их соблюдать.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»