Вплоть до середины 1980-х годов вдоль Дальневосточного проспекта в Невском районе Петербурга ТЭЦ-2 складировала золу. С тех пор город рос, и Смольный уже давно раздал под жилищное строительство земли, когда-то исключенные из хозяйственного оборота. Городские власти можно понять: в Петербурге все меньше свободных пятен под застройку. При этом экологические нормы правят под застройщика, а контроль за их исполнением очень щадящий.
И хотя угольную золу внесли в классификационный каталог отходов, которые полагается захоранивать на специальном полигоне, хозяев старых золоотвалов, естественно, не найти и некого обязать их вывезти. В итоге в 2016 году вступили в силу изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды», где было закреплено понятие «объектов накопленного вреда» и установлена ответственность за их ликвидацию. В Петербурге за вывоз «архивных» отходов отвечают районные администрации (Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1098 от 19.12.2017).
Но на самом деле оказалось, что одной только нормативной базы недостаточно, чтобы бороться с золоотвалами. Первую очередь рекультивации свалки ТЭЦ-2 между ул. Коллонтай, Еремеева, Дальневосточным и Союзным проспектами провели еще в начале 2010-х, вскоре после того, как участок генпланом определили под жилую застройку. Как сообщили «Новой» в Комитете по строительству, тогда с территории было вывезено 1880 кубометров зольных грунтов, подстилающего их торфяного слоя и плюс к тому «чрезвычайно опасных» насыпных грунтов. Однако на этом работы остановились, а строительство жилья, наоборот, пошло быстрыми темпами. В результате
жители новостроек по ул. Складской и Еремеева более пяти лет соседствуют со следующей очередью «чрезвычайно опасных грунтов», которые пока не тронуты.
Жителям администрация Невского района и Комитет по строительству ответили, что планировавшийся в 2018 г. очередной вывоз золоотвалов встал из-за некачественной работы подрядчиков. «В связи со срывом промежуточных сроков и ненадлежащим качеством исполнения работ» комитет расторг договоры поочередно с тремя подрядными организациями. Далее, чтобы «устранить дефекты» и продолжить рекультивацию, потребовалось «комплексное обследование объекта». По ее результатам было «принято решение о необходимости корректировки разделов рабочей документации с прохождением государственной экспертизы». Все это в лучшем случае отодвигает обезвреживание территории на один-два года.
Еще одна «уважительная» причина задержки, которая приводится в ответах чиновников, — заморозка строительства делового центра «Морская столица» в 16-м квартале по Зольной улице (застройщик — ООО «БалтИнвестСтрой»). С 2015 г. стройка полностью заброшена. А золоотвалы расположены ровно по периметру арендуемого БалтИнвестСтроем земельного участка. Как сообщает в письме жителям замглавы Невского района Артем Матвеев, «после завершения строительства здания прилегающая территория будет благоустроена инвестором». Однако когда это произойдет, неясно. Сроки строительства уже не раз сдвигались, равно как и сроки аренды городской земли. В июле 2019 г. комстрой обнадежил жителей, что аренда будет пролонгирована еще на три года: «По состоянию на 3.07.2019 готовится постановление правительства «О завершении объекта незавершенного строительства», после чего будет заключен новый договор аренды земельного участка сроком на три года и возобновлено строительство». Таким образом, рекультивация опасного грунта поставлена в зависимость от расторопности частного инвестора.
Жители с этой позицией не согласились и пожаловались в Росприроднадзор. Ведомство направило в районную администрацию «предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований» и возбудило административное дело по ст. 8.7 ч. 2 КоАП (невыполнение требований в области защиты и охраны земель и почв от процессов, ухудшающих их качественное состояние). О результатах рассмотрения дела пока ничего неизвестно,
в худшем случае эта статья грозит чиновникам штрафом в размере 700 тысяч рублей (который будет уплачен из городского бюджета).
Впрочем, жители не унывают. «Уплата штрафа не освободит администрацию от обязанности организовать ликвидацию золоотвалов, — считает местный активист Алексей Кирин. — А у Департамента Росприроднадзора появятся основания для расчета вреда, причиненного окружающей среде, к которому привело бездействие чиновников. Статус потерпевших могут получить жители квартала, вред здоровью которых причинило опасное соседство с отходами».
Главное, чтобы департамент не затягивал с этой процедурой, потому что в 300 метрах от золоотвала идет строительство школы, которая, по ожиданиям городской администрации, примет детей 1 сентября 2020 года. Менее чем в ста метрах стоят жилые дома и библиотека. Такому монументу советской истории, как промышленная свалка, здесь точно не место.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»