Где:Басманный районный суд Москвы
Кто: 66-летняя Тамара Васильева
Статья:п. 18 ст. 397 УПК РФ («О заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы»)
Решение: административный арест на 30 суток
В этой истории — вся Россия вместе с судебной системой.
Тамара Александровна Васильева, москвичка 1953 года рождения, 4 года назад поехала отдыхать к сестре в Краснодарский край, в станицу Кубанская. И обнаружила, что у сестры перед домом огромная лужа, которой уже много лет, а администрация села упорно не хочет приводить дорогу в порядок. Тамара Александровна (женщина эмоциональная) отправилась к главе администрации сельского поселения Андрею Борисовскому и высказала ему все, что думает о дорогах, о тех, кто должен за ними следить, и о самом чиновнике.
Что именно сказала рассерженная гражданка, доподлинно установить теперь невозможно — свидетелей не было. Но если верить решению суда, на главу сельского поселения обрушился многоэтажный мат, проклятия и обвинения в некомпетентности. Чиновник оказался задет до глубины души и написал на пенсионерку Васильеву заявление по статье 319 УК РФ — «Оскорбление представителя власти». Дело дошло до суда, который признал Тамару Александровну виновной и оштрафовал на 7000 рублей.
Тамара Александровна вернулась в Москву. Человек неискушенный в таких делах, она не знала, что приговор можно обжаловать. А если бы и знала, то денег на адвоката у нее все равно не было. По этой же причине она не стала выплачивать штраф. Тут, конечно, думаю, сыграл роль и ее независимый нрав — жалко тратить пенсию на чиновников.
Дорогу в станице так и не сделали, но про неуплаченный пенсионеркой Васильевой штраф не забыли.
В июле 2019 года Тамара Александровна снова поехала к сестре в Краснодарский край, но до пункта назначения не добралась. С поезда ее сняли полицейские. Женщине сообщили, что с января 2019 года она находится в розыске за то, что не оплатила штраф, о котором она к тому моменту и думать забыла. Но родина помнила.
Оказалось, что еще в марте 2018 года мировой судья Красно-дарского края вынес определение о замене наказания со штрафа на ограничение свободы. Тамару Васильевну о решении суда, правда, никак не уведомили — ни почтой, ни телефоном.
Сутки 66-летнюю женщину продержали в камере, без еды и возможности позвонить близким, из которых у нее осталась лишь та самая краснодарская сестра. А 15 июля по требованию УФСИН Тамару Александровну доставили в Басманный районный суд Москвы, где судья Валентина Левашова очень быстро отправила ее на 30 суток ареста.
После оглашения решения пенсионерку выставили в коридор — ожидать конвой. Женщина расплакалась и попросила у посетителей суда дать ей телефон, чтобы сестре позвонить. Посетители прониклись и дали позвонить, да еще и нашли адвоката.
Дмитрий Джулай из «Агоры» ознакомился с материалами стражного дела пенсионерки, нашел в них немало противоречий и обжаловал решение об аресте в Мосгорсуде. Он же рассказал эту удивительную историю в фейсбуке.
В жалобе адвокат написал, что женщина зарегистрирована в Москве, поэтому определение по изменению наказания должно было рассматриваться по месту жительства, а не в Краснодарском крае, и уж тем более не в отсутствие самой Васильевой.
«К тому же санкция, ст. 319 УК РФ, по которой она была осуждена, не предусматривает в качестве наказания лишение свободы, а потому нельзя ей изменить ограничение свободы на лишение свободы, т.е. на санкцию, не предусмотренную статьей, по которой она осуждена. А значит, опять-таки и арестовывать ее было нельзя», — говорит Дмитрий Джулай.
В жалобе он также подчеркивает, что Басманный суд не учел «степень общественной опасности преступления»: оскорбление мелкого чиновника по причине ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей общественно опасным не является, соответственно, для заключения Васильевой под стражу не было достаточных оснований.
В СИЗО к Тамаре Александровне защитник смог попасть с боем — только через пару дней. Та чувствовала себя плохо, была напугана и призналась, что вообще-то у нее есть хронические заболевания, в том числе и опухоль щитовидной железы. О том, что о своем здоровье надо говорить на суде, она тоже не знала.
Семь тысяч рублей многие из тех, кто узнал об этой истории, готовы выплатить, лишь бы не мучили немолодую женщину.
Когда адвокат Джулай попытался по-человечески поговорить с судьей Левашовой и убедить ее ускорить рассмотрение представления ФСИН Москвы о замене женщине наказания, из-за которого ее взяли под арест, судья говорить отказалась. Не стала разговаривать с адвокатом и председатель суда Ирина Вырышева, которой защитник сообщил об имеющемся у 66-летней женщины онкозаболевании. А ведь просил просто не затягивать рассмотрение дела.
Так что есть вероятность, что пока жалоба дойдет до Мосгорсуда, все 30 суток ареста Тамара Александровна отсидит в СИЗО.
Как сказал «Новой» адвокат Дмитрий Джулай, дата рассмотрения представления ФСИН о замене наказания пенсионерке Васильевой пока не назначена, как и дата апелляции в Мосгорсуде.
Где, кого, за что
Громкие процессы недели
Дело Цуркан
Мосгорсудоставил в силе меру пресечения Карине Цуркан — бывшему топ-менеджеру «Интер РАО ЕЭС». Ее держат в «Лефортово» уже больше года по обвинению в шпионаже в пользу молдавской разведки, хотя сама Цуркан утверждает, что даже не имела допуска к гостайне. По версии следствия, Цуркан получила электронную версию проекта документа Минэнерго, в котором были секретные сведения, и в сентябре 2015 года передала его спецслужбе Молдавии. Адвокаты утверждают, что документы о связи Цуркан с молдавской разведкой подделаны.
Дело ученых
Мосгорсуд еще на три месяца оставил в СИЗО Виктора Кудрявцева — 75-летнего ученого из ЦНИИмаш, которого обвиняют в госизмене. Кудрявцев уже второй год в изоляторе. Суд не принимает во внимание ни перенесенный ученым инфаркт, ни требование ЕСПЧ о его переводе в гражданскую больницу. Как сообщили «Новой» в «Команде 29», защищающей ученого, супруге Кудрявцева на прошлой неделе следователь еще и отказал в свидании с мужем.
ФСБ считает, что Кудрявцев передал секретные сведения о российском гиперзвуковом оружии бельгийскому институту гидродинамики. Хотя отчеты, в которых, по мнению следствия, оказалась гостайна, прошли проверку внутренней комиссии ЦНИИмаш и комиссии экспортно-технического контроля — те не обнаружили в них секретных сведений. Кроме того, стало известно о третьем ученом из ЦНИИмаш, обвиняемом в госизмене, — это 77-летний Сергей Мещеряков, который занимался в институте проблемами космического мусора. Правда, на этот раз пожилого ученого отправили под домашний арест.
В июле ФСБ задержала Романа Ковалева, сотрудника ЦНИИмаш, который в последние годы был начальником Кудрявцева. Ему также предъявили обвинение в госизмене. Он находится в СИЗО.
Дело об оскорблении власти
Октябрьский районный суд Архангельска назначил пенсионерке Елене Макаровой штраф в 30 тысяч рублей за комментарий в группе «ВКонтакте» — «Поморье не помойка!». В протоколе отмечается, что пенсионерка после митинга против строительства мусорного полигона написала: «Неужели в городе нет ни одного порядочного полицейского или судьи? Это что, репрессии 37-го года? Что заставляет людей превращаться в подонков?»
Размер назначенного штрафа — это три пенсии Макаровой, отмечают в «Агоре».
Дело о нравственности
Кировский районный суд Томскапризнал запрещенным опубликованный интернет-журналом «Сноб» материал о взятках «Как правильно брать и давать. Тест-инструкция для начинающего чиновника». Удалить тест потребовал городской прокурор. По его мнению, публикация «оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан».
Суд с этими доводами согласился. Он решил, что в тесте-инструкции о получении взяток содержится запрещенная информация, потому что за совершение описанных действий предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Дело «Открытой России»
Ленинский районный суд в Ростове-на-Дону продлил еще на три месяца домашний арест члена совета оппозиционного движения «Открытая Россия» Анастасии Шевченко. Ее обвиняют в сотрудничестве с «нежелательными» организациями.
А вот в Пскове следствие предъявило новое обвинение в покушении на сбыт наркотиков (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 228.1 УК) активисту Артему Милушкину, мужу псковского экс-координатора «Открытой России» Лии Милушкиной. Милушкиных задержали в январе. Их обвиняют в продаже амфетамина, супруги не признают вину.
Артем Милушкин утверждает, что еще в ноябре 2018 года полицейские угрожали подкинуть ему наркотики. Мужчина находится под стражей, его жена — под домашним арестом.
«Новая» и «Медиазона»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»