Колонка · Культура

Три сонета

Классический — о паводке, шекспировский — о митинге и с кодой — о рассказе Суркова

Дмитрий Быков , обозреватель
Петр Саруханов / «Новая газета»
1. Классический
По ходу посещения Тулуна Он обозрел спасателей труды И понял: все в России утонуло — Больницы, школы, детские сады;
Все лодка за собою утянула — Та, первая, начальный знак беды. Он ждал, что будет свет в конце туннеля, А видит тьму над толщею воды.
Все утонуло, видит он понуро: От прессы и культуры — до суда, Все, что еще манило, — все минуло, Все поглотила черная вода,
Все двадцать лет. А что не утонуло? То, что вообще не тонет никогда.
2. Шекспировский
И да, я не пошел на этот митинг — Не потому, что, скажем, нездоров Иль мой энтузиазм с годами вытек, Как вытекает гелий из шаров,
А просто я искал на этих маршах Не выгоды в общественной борьбе, Не уваженья младших или старших, А как бы уважения к себе.
Я не хочу гордиться — «Сколько выйдет!», На Трубном оглянувшись рубеже. Мне хочется себя возненавидеть. И кажется порой, что я уже.
Коль этого достигнет наше стадо, То, думаю, и митингов не надо.
3. С кодой
Рассказ Суркова в «Русском пионере», Хоть и похож отчасти на «ЖД», — Но это проза. И, по крайней мере, Такого больше не прочесть нигде.
Стереотипы дважды он ломает: Во-первых, слог — буквально дар харит. А во-вторых, он ясно понимает, Что он творит. И все-таки творит.
Коль это все не он — прошу пардона: Литература русская бездонна, Любой бы мог. У нас талантов рать.
А если он — то что, скажите, хуже: Все понимать — иль продолжать к тому же, — Иль честно ничего не понимать?
Должно быть, понимать, едрена мать.