«Новая» обратилась с вопросами к экспертам и опытным морякам-подводникам, в том числе специалистам по борьбе с пожарами на борту ПЛ. Вот в концентрированном виде их сугубо предварительные ответы на главные вопросы о технической стороне трагедии на «Лошарике» и о том, что могло случиться. По их просьбе пока анонимно.
есть продолжение<br>
Зачем было посылать глубоководную станцию нырять на 200 метров и для чего там было столько капитанов? О трагедии — Павел Фельгенгауэр
Макет подводной лодки, под брюхом которой — атомная глубоководная станция «Лошарик»
Почему в составе одного экипажа оказалось сразу два Героя России и семь старших офицеров капитанов первого ранга?
Это испытатели-акванавты. Отличные высококлассные специалисты. Работа у них очень опасная, на больших глубинах. Поэтому в званиях они растут быстро и награды получают часто. Раньше у них было большое денежное содержание, сейчас немного похуже, но в плане наград и званий испытателей не обижают до сих пор.
Какие задачи мог выполнять экипаж АС-31?
Испытателей-подводников собирают в команды для выполнения определенных работ или задач. Например, для биометрических измерений, когда проверяется состояние организма до и после погружения. Спектр выполняемых ими задач очень широк, вплоть до подводной прокладки труб и кабелей.
Действительно ли на борту АС-31 случился взрыв газа (такую версию озвучивают некоторые СМИ)?
Нет. При взрыве газа повреждения подводного аппарата не позволят ему всплыть на поверхность. В случае с АС-31 аппарат цел и доставлен в док.
Наиболее вероятная версия — объемное возгорание. Внезапный большой пожар. Возможно, из-за проблем с электричеством.
Если аппарат всплыл, значит пожар удалось погасить.
Из-за чего мог возникнуть большой пожар на глубоководном аппарате, где возгорание, по идее, в принципе невозможно?
Причина может быть в избытке кислорода на борту. Возможно, произошло, так называемое, «закислораживание». Оно возникает из-за неправильной эксплуатации системы химической регенерации. При увеличении концентрации кислорода в воздухе до 30 процентов вероятность пожара растет в геометрической прогрессии.
При 25 процентах кислорода в воздухе вероятность пожара возрастает в 2 раза в сравнении с 20%. А с 19% начинается падение в 2 раза в сравнении с 20%.
В 80-е годы в Советском Союзе разрабатывалась программа по снижению процентного содержания кислорода в воздухе при сохранении работоспособности экипажа на глубоководных аппаратах.
Ее основной цель было, как раз, предотвращение возникновения пожаров на борту. В результате
удалось довести содержание кислорода до 12 процентов, когда возгорание просто невозможно. При этом люди продолжали работать в полную силу без последствий для организма.
Программа была принята именно для малых подводных лодок.
Как и почему могло возникнуть избыточное содержание кислорода на АС-31?
С применением программы по снижению концентрации кислорода в воздухе возникли проблемы. Первая — скептическое отношение людей. Они, несмотря на фактические результаты исследований, не могли понять, как можно работать при 12-ти процентах кислорода и настаивали на 21-25-ти.
Вторая — сначала замороженное, а потом медленное и недостаточное финансирование со стороны Министерства обороны.
Почему подводники не смогли воспользоваться персональными портативными дыхательными аппаратами (ПДА) во время пожара на борту?
На АС-31 очень маленькие объемы пространства. В таких условиях при пожаре мгновенно уровень концентрации СО (углекислого газа) достигает 1000 (ПДК) (предельно допустимых концентраций) в секунду, плюс плотная пелена дыма. Видимо, погибшие офицеры не успели ими воспользоваться. Почему не сработала стационарная станция (ШДА) — непонятно.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»