Растет число нарушителей Закона о «Неуважении к власти»
[object HTMLElement]
Двумя неделями ранее полиция составила протокол об административном правонарушении за оскорбление представителя власти на блогера из Смоленска Сергея Командирова за публикацию им в соцсети фотографии с подписью: «Знает каждый гражданин, кто… N1». Командирову грозит арест до 15 суток или штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Дело будет рассматривать Ленинский райсуд Смоленска.
[object HTMLElement]
Закон о наказании за «явное неуважение к государству» вступил в силу в марте этого года. За первое нарушение грозит штраф от 30 до 100 тысяч рублей, за второе — штраф от 100 до 200 тысяч рублей или административный арест до 15 суток. Но пока, как показывает правоприменительная практика, этот закон больше дискредитирует тех, кто на него реагирует и принимает адекватные, как им кажется, меры. А выходит только хуже.
Вера Челищева,
«Новая»
10 лет за что?
Суд в Санкт-Петербурге вынесет приговор журналисту Игорю Рудникову по делу о вымогательстве у генерала СКР
17 июня Московский районный суд Санкт-Петербурга огласит приговор по делу о вымогательстве 50 тысяч долларов у руководителя калининградского следственного управления СКР Виктора Леденева. Обвиняемыми по делу проходят редактор калининградской оппозиционной газеты «Новые колеса» Игорь Рудников и бывший заместитель полномочного представителя президента в СЗФО Александр Дацышин. Правовую поддержку журналисту оказывает Центр защиты прав СМИ и адвокаты Тумас Мисакян и Анна Паничева.
По версии следствия, Игорь Рудников требовал у генерала деньги за прекращение критических публикаций. Незадолго до этого в его газете вышли тексты, в которых, в частности, рассказывалось о шикарном особняке, принадлежащем главе управления СКР. Следователи посчитали, что Александр Дацышин выступал в качестве посредника.
В ноябре 2017 года помощнице Рудникова была передана папка, в которую были вложены меченые деньги. В этот же день Игорь Рудников был задержан и помещен в СИЗО, где находится до сих пор. Обвиняемый настаивает на том, что в папке должны были быть только документы, касающиеся расследования дела о покушении на него. Оно произошло в 2016 году, осужден был только один из нападавших.
Во время судебных заседаний второй обвиняемый Александр Дацышин и вовсе сообщил, что за помощью к нему обратился именно генерал Леденев, который хотел «решить вопрос» с прекращением публикаций в газете. Игорь Рудников также заявлял, что инициатором переговоров был не он, а именно глава управления СКР. Сам потерпевший в суде говорил, что от Игоря Рудникова в его адрес не было никаких угроз.
Несмотря на это, гособвинение просит для журналиста 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима, для Александра Дацышина — 8 лет колонии. Этот приговор может стать самым суровым в отношении журналистов за последние 20 лет, считает директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.
«Это неадекватно суровое наказание, особенно в ситуации когда нет доказательств, когда дело было спровоцировано самим генералом Леденевым, искавшим выходы на редактора, чтобы о его не по средствам роскошной жизни журналисты больше не писали. Мы рассматриваем это как попытку заткнуть рот не только Рудникову, но и другим журналистам, которые проводят расследования о коррупции или имуществе высокопоставленных чиновников. И мы призываем журналистов обратить внимание на это дело, потому что здесь, как и в случае с Иваном Голуновым, используется схема, которую часто применяют в отношении неугодных журналистов. Именно это дело выделяется своей циничностью и явной попыткой правоохранительной системы выгородить генерала Леденева в очень сомнительной для него ситуации».
«Новая»
Где, кого, за что
Дело ученого Кудрявцева
Лефортовский суд Москвы арестовал сотрудника ЦНИИмаш (входит в Роскосмос) и доцента МФТИ Романа Ковалева по делу о госизмене (ст. 275 УК), в рамках которого почти год назад арестовали его подчиненного — 75-летнего ученого Виктора Кудрявцева.
Ковалев, возглавляющий в ЦНИИмаше Центр теплообмена и аэрогазодинамики, был учеником Кудрявцева, они написали несколько совместных научных работ. Мужчину задержали после обысков в квартире и на даче. До этого он проходил по делу Кудрявцева свидетелем. Ранее адвокат Иван Павлов рассказывал, что следователь предлагал Кудрявцеву дать показания на Ковалева в обмен на перевод под домашний арест, однако тот отказался.
Дело Гайзера
Замоскворецкий районный суд Москвы приговорил бывшего главу Республики Коми Вячеслава Гайзера к 11 годам колонии строгого режима и штрафу в 160 млн рублей. Суд признал его виновным в особо крупном мошенничестве, отмывании денег и получении взятки. При этом по эпизоду о преступном сообществе Гайзер был оправдан. Прокурор запрашивал для него 21 год колонии.
Остальные 13 фигурантов дела получили от трех лет условно до 11 лет колонии. Материалы в отношении одного из подсудимых, Льва Либензона, суд вернул в прокуратуру, поскольку следствие допустило серьезные нарушения.
Дело полковника Захарченко
Пресненский районный суд Москвы приговорил к 13 годам колонии полковника МВД Дмитрия Захарченко. Он лишен специального звания «полковник полиции», государственных наград и медалей, а также права работать на госслужбе. Суд признал Захарченко виновным в получении особо крупной взятки и воспрепятствовании правосудию. При этом суд посчитал недоказанным факт получения им взятки в размере 800 тысяч долларов от Дусса и оправдал полковника по этому эпизоду.
Дмитрий Захарченко был арестован осенью 2016 года. При обыске у него нашли почти 9 млрд рублей.
Дело Шевченко
Ленинский районный суд Ростова-на-Дону продлил домашний арест активистке «Открытой России» Анастасии Шевченко до 17 сентября. Напомним, ее дело — первое в России по новой «политической» статье 284.1 УК РФ («Деятельность нежелательной организации»). В своем выступлении сама Шевченко заявила, что будет выдвигаться в городскую думу Ростова-на-Дону и не станет отказываться от своих планов.
Суд продлил домашний арест еще на три месяца. Матери двоих детей грозит до 6 лет лишения свободы.
Дело Удота
Химкинский городской судпродлил до 16 июля домашний арест члену совета движения в защиту прав избирателей «Голос» Роману Удоту по делу об «угрозе убийством» журналистке НТВ.
Адвокат Максим Пашков пытался добиться в суде от дознавателя Юлии Казаковой объяснений, зачем Удоту продлевать арест, если за месяц, что он сидит дома, было проведено лишь одно следственное действие — члену движения «Голос» разъяснили суть обвинений. Дознаватель, опустив глаза, ответила, что дальнейший арест нужен «для проведения следственных действий». «Основания продления ареста — занятия преступной деятельностью: Удот может продолжить высказывать угрозы в адрес потерпевшей. Может скрыться от суда», — быстро произнесла дознаватель.
Обвиняемый и правозащитники связывают его уголовное преследование с намерением помешать работе «Голоса» перед сентябрьскими выборами. Правозащитный центр «Мемориал» уже признал Романа Удота политзаключенным.
Анастасия Тороп,
Вера Челищева,
«Новая»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»