Один из самых страшных моментов четвертой серии сериала «Чернобыль» — как генерал, руководивший операцией по очистке самых загрязненных зон, отправляет своих людей на крышу саркофага — очищать его от кусков графита вручную. Потому что германский робот, которого хотели использовать, сразу вышел из строя — зашкаливал уровень радиации. Поэтому люди пошли сами. В самодельных свинцовых латах, с лопатами и пылесосами. Всего 376 человек.
Генерал Николай Тараканов, которого играет в сериале ирландский актер Ральф Айнесон — более чем реальный персонаж. Генерал-майор, руководитель работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, президент МООИ «Центр социальной защиты инвалидов Чернобыля», доктор технических наук, член Союза писателей России. Сейчас ему 84 года, и он до сих пор борется с лучевой болезнью, оставшейся с ним после катастрофы 33 года назад.
Несколько лет назад «Новая» встречалась с генералом Таракановым. Тогда у нас был спецвыпуск «Чернобыльский спецназ». По нашей просьбе генерал-майор Тараканов рассказал о тех страшных днях, как там все было — с документами, цифрами, фотографиями и теми воспоминаниями, которые никак не зафиксируешь. Похож ли сериал на то, что было на самом деле? Как действительно работали ликвидаторы аварии в смертельных условиях и был ли у них выбор. Об этом — «Чернобыльский спецназ».