В мурманском аэропорту ливень со снегом. Он далеко от города, там всегда ветрено и зябко. Но люди все равно приезжают, приносят к стихийному мемориалу цветы и игрушки. В центре Мурманска, у памятника Жертвам Интервенции, горят свечи, сюда приносили цветы всю ночь, пока аэровокзал был закрыт. Пускали внутрь только родственников тех, кто накануне зарегистрировался на рейс 1492, вылетавший из Шереметьево.
Этот рейс «Аэрофлота» был забит под завязку, в сетях теперь отмечаются те, кому не достались на него билеты. Он всегда был полным — самый удобный из всех, летающих в Мурманск. Ни задержек, ни отказов техники, новый самолет, комфортное время отправления и прибытия.
На него стремились взять билеты семьи с детьми — более дешевые рейсы из столицы уходят около полуночи.
Шереметьево. Цветы на столе у таблички с номером рейса Москва—Мурманск, потерпевшего крушение вечером 5 мая. Фото: РИА Новости
Доктор Евгений Новиков с 12-летней дочкой возвращался из Курска, от родных. Места достались в хвосте. Уже в самолете заведующий снежногорской медсанчастью случайно встретил своего зама — Лариса Сивоконь летела из Белгорода, тоже от родственников. Из Мурманска самолеты круглый год летают только в Москву и Питер, все командировочные и отпускники добираются с пересадками.
Схема рассадки пассажиров, появившаяся в интернете почти сразу после первых сообщений о «жесткой посадке» борта, в течение нескольких часов была единственным источником надежды — и отчаяния. Видео с полыхающим «Суперджетом» оставляло надежду только тем, кто сидел в начале салона. И когда телефоны молчали, а телеканалы впроброс упоминали об одном погибшем, родственники пассажиров сгоревшего самолета искали их фамилии в списках, сверяя со схемой расположения мест.
С первых секунд было ясно: люди в хвосте могут спастись только чудом. Чуда не было.
Самолет пробыл в воздухе 28 минут. Подал сигнал бедствия, потом отказала связь сначала основной канал, потом и резервный. Со второй попытки экипаж сумел посадить судно, приземлившись в середине полосы. Самолет начал «козлить» — подпрыгивать на полосе, разрушаясь по ходу движения. Отвалившаяся стойка шасси пробила топливный бак. Лайнер остановился, уже пылая. На спасение оставалась одна минута.
Из 78 находившихся на борту погиб 41 человек. Правда, и тут нет окончательной ясности: эту цифру называют в правительстве Мурманской области, уточняя — среди жертв 26 жителей региона, в том числе двое детей. Федеральный министр здравоохранения Вероника Скворцова говорит о 40 погибших, включая 1 ребенка. Впереди опознание, экспертизы ДНК. Мурманский врио губернатора Андрей Чибис через журналистов попросил откликнуться родственников пассажиров: до сих пор не все вышли на связь. Всю ночь в мурманском аэропорту дежурили бригады врачей Федерального медико-биологического агенстства: к утру туда доставили выживших — тех, кто отказался от госпитализации в Москве.
9 тяжелых пациентов остаются в столичных НИИ Вишневского и Склифосовского, у них ожоги, переломы, политравмы. В числе 9 пострадавших — трое членов экипажа. Четвертый,
бортпроводник Максим Моисеев, погиб, вытаскивая пассажиров из полыхающей хвостовой части самолета.
Даже когда к вечеру 5 мая Следком сообщил о возбуждении дела по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», в Мурманске еще говорили, что «все выжили». Мурманчане утверждают — звонки на горячую линию были тоже малоинформативны. И, как обычно, люди черпали информацию в сетях — из пересланного кем-то из пассажиров видео, снятого изнутри салона, из сообщений выживших, из постов тех, кому удалось спастись.
Михаил Савченко, капитан мурманской команды знатоков, летел с турнира по «Брейн-рингу» — ему повезло: сидел в начале, успел эвакуироваться по надувному трапу. Он просит не осуждать тех, кто снимал с багажных полок сумки, загораживая путь сидевшим сзади и теряя время.
Люди с чемоданами на взлетке попали на массу видеороликов, понятно, что они нарушили правила эвакуации, о которых бортпроводники говорили еще до взлета. Вещи могут стоить жизни тем, кто не успеет. Но люди бежали с сумками.
пассажир рейса «аэрофлота» михаил савченко
«Очень хочу попросить не травить их. Уверен, им и так очень тяжело сейчас. Я не думаю, что хоть один человек в этом горящем аду хладнокровно и обдуманно тащил чемоданы. Не знаю, как работает психика в таких ситуациях, вопрос к экспертам. Возможно, многих просто переклинило, действовали на автомате», — пишет Миша.
Сам он чемоданы не тащил. Тащил незнакомого паренька, замешкавшегося во время эвакуации.
Были ли виноваты в гибели 41 человека те, кто тащил с багажных полок чемоданы? Пилот, допустивший жесткую посадку, при которой обломки шасси пробили топливный бак? Наземные службы разрешившие взлет навстречу грозовому фронту? Отказавшая электроника? Оба черных ящика изъяты, у следствия три версии, вполне традиционные для расследования авиакатастроф: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия.
Командир корабля Денис Евдокимов в интервью телеграм-каналу Baza утверждает, что связь с землей прекратилась после удара молнии
командир «суперджета» денис евдокимов<br>
«Взлет был в 18:02. Не было радиосвязи, ее удалось восстановить через аварийную частоту. Она была кратковременной и прерывистой. Диспетчеры оказали нам помощь, задавали курсы для вывода на полосу. Скорость была небольшая для посадки. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости к моменту касания…
Пожар у нас начался после посадки. В воздухе пожара не было.
Из-за молнии произошли потеря радиосвязи и переход самолета в минимальный режим, режим прямого управления. Не могу сказать точно, почему произошел удар о землю».
Однако молния становилась причиной катастрофы лишь на заре авиации, за последние 20 лет гроза приводила к аварии только 8 раз — из 3 тысяч авиапроисшествий. Мог ли электрический разряд уничтожить новейший, два года назад сошедший с конвейера и в апреле прошедший техобслуживание лайнер? Глава Минтранса Евгений Дитрих уже заявил, что приостановки полетов Sukhoi Superjet 100 не будет. Между тем еще месяц назад «Аэрофлот», согласно данным «Би-би-си», неофициально называл этот лайнер наименее безопасным из своих самолетов.
- «Суперджет», в конструирование которого вложено 44 миллиарда рублей, попал в первую катастрофу еще на демонстрационном полете — 9 мая 2012 году в Индонезии — врезался в гору. Тогда причиной назвали ошибку пилота.
- Год спустя во время сертификационных испытаний «Суперджет» не смог выпустить шасси при посадке.
- В 2018 году «Сухой» повредил шасси при посадке в Якутске. В МАК тогда заявили о неприемлемо высоком числе инцидентов с этой моделью самолета.
Daily Storm цитирует члена президентской комиссии по вопросам развития авиации Юрия Сытника, который называет «Суперджет» коррупционным проектом, а более эффективным и экономичным способом обновить парк российской авиации называет модернизацию старых моделей самолетов.
Однако «Суперджет» остается приоритетным проектом нашего авиастроения. Сейчас выпущено более 160 машин, из которых «Аэрофлот» эксплуатирует больше полусотни (и еще 100 собирается купить). Также SSJ100 — в эксплутации у спецотряда «Россия», у МВД и МЧС.
В Шереметьево до сих пор работает одна полоса. Обломки погибшего лайнера на месте происшествия все еще изучают эксперты. В Мурманской области отменены все предпраздничные мероприятия, траур продлится три дня. Национальный траур по жертвам катастрофы объявлять отказались.
Мурманск.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»