Комментарий · Культура

Срок данности

7 мая — столетие со дня рождения Бориса Абрамовича Слуцкого

Олег Хлебников , ведущий рубрики «Настоящее прошлое»
Это совершенно феноменально! 7 мая столетие Слуцкого, уже 33 года его нет с нами, а за девять лет до своего ухода он перестал писать стихи. И притом все эти 42 года публикуются его неизвестные или известные только узкому кругу стихи. Их сотни!
Вот и совсем недавно Алексей Симонов обнаружил в бумагах своей матери Евгении Ласкиной, с которой Борис Абрамович дружил, непубликовавшиеся стихи Слуцкого. А еще бард и актер Театра песни Елены Камбуровой Андрей Крамаренко нашел целый массив неизвестных читателям стихотворений «известного советского поэта». Кстати, этот ярлык, по-моему, уж к столетию-то пора поменять на «великий русский поэт». Со мной согласны перешедшие в лучший мир Давид Самойлов, Александр Межиров, Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский и, к счастью, живущие рядом Дмитрий Сухарев, Олег Чухонцев, Евгений Рейн, Юрий Ряшенцев, Илья Фаликов (последний написал замечательную книгу о Слуцком в серии ЖЗЛ). Очень разные поэты. Порой непримиримые в отношениях между собой, а на Слуцком сошлись во мнениях и оценках.
Но вернусь от поэтов к барду. Андрей Крамаренко вообще большой молодец.
Он не только написал песни на стихи сложного для авторской песни поэта, не только основательно поработал в архивах, но и составил и выпустил к столетию две книги Бориса Слуцкого: «100 стихотворений» и «Снова нас читает Россия». Если к первой книжке могут быть (а вернее, не могут не быть) вкусовые претензии, то вторая, выпущенная издательством Эксмо, кажется более выстроенной. Она делится на три раздела: «Хрестоматийное», «Из неизданного» и «Из архивов». И, значит, должна быть интересна как давним поклонникам творчества Слуцкого, так и неофитам.
Мы публикуем стихи — и из найденного Андреем Крамаренко, и из обнаруженного Алексеем Симоновым.
Борис Слуцкий
1937
Товарища сегодня вызывают. Куда — не важно. Важно, что зовут. Жена его заплачет и завоет, И у соседей сердце заболит.
С утра товарищ бороду побреет, шепнет жене, что не его вина, и чистое исподнее оденет, как будто уезжает на войну.
И целый двор — большой и многолюдный переживет, как личную беду, что торопливо он уходит, бедный, авоською мотая на ходу.
***
Памяти товарищей, как винтики, хряпнувших в маховиках войны, памяти товарищей — не митинги, а другое посвятить должны.
Памяти товарищей, бутылками брошенных в броневики врага, мраморные доски понатыканы, буйствует газетная пурга.
Между тем прошло примерно двадцать, двадцать два и даже двадцать три года,и пора бы разобраться, оценить их, что ни говори.
Осмотреть те стартовые линии, Меловые полосы взглянуть, те — откуда в будущее ринулись мы и где остались — в этом суть.
Мертвые счастливые товарищи. Бедные и юные товарищи. Гордые убитые товарищи.
***
Я рассказчик твоих происшествий, репортер в твоих микромирах. Одновременно я — сумасшедший, городской твой дурак.
Я, допущенный к тайне неглавной, засекреченный не до конца. Парень в сущности свойский и славный. Я останусь с тобой до конца.
Задыхаясь от самодовольства, по дорожке бежишь гаревой. За тобой — таково мое свойство — Буду бечь, покуда живой.
Почему? Мне не спрашивать проще. Буду бечь — вот и все. Буду бечь. Потому что ты все-таки — речь. Я — не более паузы. Прочерк.
***
Вижу том грядущей хрестоматии. Две страницы мне отведены. Там застряну, как бычок в томате, я. А детали не нужны.
Две страницы. Следовало бы, надо бы, чтоб стихи торчали, словно надолбы, чтобы даже танковый удар мой выдерживал словесный дар.
***
Звон, в ушах моих звонивший, шум, бушующий в моей крови, — это ты, Господь! Благослови плоть обильную, а дух мой нищий — если хочешь, вовсе отзови.