Во вторник официальные представители Белорусской нефтяной компании (БНК) сообщили о приостановке поставок светлых нефтепродуктов — бензинов и дизельного топлива — в Украину, Польшу и страны Балтии. По словам гендиректора БНК Сергея Гриба, эта мера связана с низким качеством нефти, которую Россия экспортирует по участку магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Объемы экспорта сокращаются для того, чтобы в полной мере обеспечивать потребности внутреннего рынка Беларуси.
Ранее, 19 апреля, о загрязнении российской экспортной смеси Urals хлорорганическими соединениями заявили в белорусском концерне «Белнефтехим».
В «Транснефти» признали наличие проблемы и пообещали устранить источник возможного загрязнения к 21–22 апреля.
Тем не менее нормализовать ситуацию к установленному сроку не удалось. 22 апреля один из двух крупнейших белорусских нефтеперерабатывающих заводов, Мозырский НПЗ, объявил о выходе из строя «дорогостоящего оборудования» из-за российских поставок. Транзитом некачественная нефть уже попала в Украину и в страны Евросоюза, сказал сегодня заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов. Минск объявил о создании национального резерва топлива на период посевной кампании, а до конца года республика рассчитывает найти альтернативу поставкам российской нефти через порты стран Балтии или Украины.
В российском Минэнерго ситуацию объяснили техническими проблемами, не связанными с взаимоотношениями Москвы и Минска. Однако политическая версия конфликта все равно остается одной из основных.
За последнее время белорусская сторона сделала целый ряд критических высказываний в отношении Кремля. В частности, президент страны Александр Лукашенко неоднократно выражал недовольство из-за налогового маневра в российской нефтяной отрасли. В результате снижения экспортной пошлины на нефть и параллельного повышения налога на добычу полезных ископаемых стоимость российской нефти для белорусских переработчиков увеличится. Из-за маневра Белоруссия потеряла за последние три года почти $4,5 млрд, а к 2025 году потеряет еще $10,6 млрд, говорил Лукашенко. В качестве компенсации Минск предложил поднять тариф на транзит нефти по своей территории на 23%, но российская сторона отказалась поддержать это предложение, после чего Лукашенко пообещал закрыть нефтепровод «Дружба» на ремонт.
Кроме того, на прошлой неделе Россия ограничила экспорт нефти и нефтепродуктов в Украину. Через некоторое время БНК анонсировала «рост поставок со стороны Беларуси», чтобы компенсировать Украине российскую нефть. При этом Москва давно выступает против того, что Минск перепродает нефтепродукты из российской нефти, лишая прибыли российский бюджет и помогая Киеву обходить российские санкции.
Михаил Крутихин
партнер компании Rusenergy
— Произошел этот инцидент по вине российской стороны — «Транснефть» признала, что у нее в каком-то месте произошло загрязнение нефти, они устраняют неполадки. В Беларуси остановили экспорт нефтепродуктов за границу нескольким потребителям и объявили, что эта нефть нанесла ущерб одному из двух нефтеперерабатывающих предприятий. Размер ущерба неясен, и вообще непонятно, будут ли они каким-то образом требовать компенсаций от российской стороны (ранее заявлялось, что размер ущерба может составлять «десятки миллионов долларов». —Ред.). Это спор между хозяйствующими субъектами.
Пока это незначительные объемы и ничего серьезного не происходит — все потребители белорусской нефти могут получать ее через какие-то альтернативные маршруты. Больше всего может пострадать украинская сторона — топливо с этих НПЗ идет в том числе и на Украину. Строить предположения по поводу того, связано ли это с политикой, пока очень трудно. Но ни с технической, ни с политической стороны никакого заговора пока не прослеживается.
замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов
— БНК сделала очень туманное заявление. В нем говорится, что в связи с проблемами с поставками нефти по «Дружбе» и большим содержанием хлорорганических соединений было принято решение остановить экспорт только светлых нефтепродуктов в Польшу, Прибалтику и на Украину. При этом говорится, что максимальное внимание будет уделено снабжению внутреннего рынка. Стоит отметить, что Беларусь экспортирует светлые нефтепродукты не только в эти страны, но и в страны дальнего зарубежья, в ту же Западную Европу. Поэтому мне кажется, что здесь есть какая-то неопределенность.
Если говорить про Украину, то Беларусь наряду с Россией является ее крупнейшим поставщиком светлых нефтепродуктов, в первую очередь бензина и дизельного топлива. По дизелю у украинского рынка очень большая зависимость — более 90% они импортируют из других стран. Учитывая недавний санкционный запрет на поставку нефтепродуктов из России, для украинского рынка это может означать очень серьезные проблемы: будет необходимо найти достаточно большой объем топлива. Если мы говорим про дизель, то это больше 400 тысяч тонн в месяц — столько в среднем составляет импорт. Больше 70% приходится на Россию и Беларусь. Эти поставки придется каким-то образом компенсировать. Возможно, придется обращаться к Румынии, Венгрии, Польше. Напрямую такие объемы закрыть будет не так просто. Будут и логистические проблемы, ведь импорт из России и Беларуси имеет очень хорошую логистику — поставки из Беларуси осуществляются преимущественно с Мозырского НПЗ, который находится в нескольких десятках километров от украинской границы. В этом плане, помимо поиска поставщиков, надо будет еще думать, как осуществить поставку, транспортировку.
Если говорить про Польшу и Прибалтику, то там белорусские нефтепродукты играют существенно меньшую роль: Польша может нарастить переработку на собственных мощностях, в Прибалтике тоже есть Мажейкяйский НПЗ. У Польши и Прибалтики есть возможность закупать нефтепродукты в той же Западной Европе и переваливать их в прибалтийских портах для снабжения местного рынка. Зависимость существенно меньше, чем у той же Украины от поставок из России и Беларуси, от которых произошел такой двойной удар.
Я не знаю, есть ли в этой ситуации какая-то политическая подоплека. У нас сейчас не так много информации. Помимо заявлений от российского Минэнерго и «Белнефтехима» вчера было заявление от «Укртранснафты», которая отвечает за эксплуатацию украинского участка «Дружбы». Она говорит, что тоже внимательно анализирует ситуацию и не опровергает того, что, по анализам на их участке, проблем нет. Нет никаких разговоров о превышении допустимых норм по хлорорганическим соединениям в десятки раз. Заявление «Укртранснафты» достаточно сдержанное, но оно говорит о том, что они внимательно следят за этой ситуацией.
Не думаю, что эта проблема затянется надолго. Но не исключаю, что Беларусь ведет какую-то самостоятельную игру. До этого Минск сделал ряд громких и не очень приятных заявлений в отношении России по поводу поставок нефти, выразил недовольство российским «налоговым маневром». Лукашенко заявил, что они должны думать о своих интересах и что навстречу партнерам идти не надо. Потом последовало объявление о плохом качестве нефти в «Дружбе».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»