Рабочие Всеволожского автомобильного завода Ford (Ленобласть) с начала апреля объявили итальянскую забастовку и уже дважды выходили на митинги, однако так и не смогли убедить работодателя принять их требования при сокращении персонала. Протесты не помогли людям добиться выплаты каждому сотруднику при грядущем увольнении 24-месячных окладов. В итоге на сегодняшний день более 85% работников завода Ford вынуждены были согласиться с условиями руководства предприятия. Отвергнувших их ждёт сокращение по российским законам.
Завод Ford во Всеволжске скоро будет закрыт. Фото: РИА Новости
«Новая» рассказывала о том, что с 1 июля американский концерн Ford полностью прекратит выпуск легковых автомобилей в России. До конца июня последовательно закроет два автозавода — во Всеволожске и в Набережных Челнах, а также завод по производству двигателей в Елабуге и, соответственно, сократит персонал.
27 марта дирекция Всеволожского Ford предложила всем сотрудникам в срок до 22 апреля воспользоваться программой добровольного увольнения.
Рабочие согласились уйти по доброй воле, но только после получения компенсации в размере двух годовых окладов.
Руководителей предприятия размеры выплат не устроили. 4 апреля они объявили свой порядок расчетов с трудовым коллективом. Все выплаты дифференцировали, привязав к стажу. Минимальную компенсацию — в размере 5,5 месячного оклада — определили для людей, работающих на заводе менее пяти лет. Тем, кто отдал компании 5–6 лет, пообещали 6,5 месячного оклада, кто 7 лет — 7 окладов и т.д. Максимальные суммы — 12 месячных окладов — предусмотрели для сотрудников со стажем работы на предприятии свыше 15 лет. Таким образом, при среднем окладе на Всеволожском заводе сегодня около 55 тыс. руб. «новички» могут рассчитывать на 302,5 тыс. руб., а «ветераны» — на 660 тыс. руб. выходного пособия.
Лишь единицы сразу приняли предложение руководства. Большинство рабочих смутили условия выплаты компенсаций и возмутила дискриминация в подходах (отношении) к рабочим разных стран.
— Работодатель проводит программу добровольного увольнения принудительно, — говорит сотрудник Всеволожского Ford, активист профсоюзного движения Артем Ященков. — Соглашение об увольнении делится на две части. В первой части прописывается, что работодатель гарантированно выплачивает три среднемесячных оклада, а если сотрудник проработал в компании больше 15 лет и претендует на 12 окладов, то во второй части документа выставляются условия получения компенсации свыше трех окладов. Одно из них — выполнение заводом производственного плана. Но он нигде документально не озвучен. Нет человека, который отвечает за этот план. Второе условие — требование до конца июня работнику и его детям не болеть, не иметь никаких форс-мажоров и т.д. Если все 100% рабочего времени человек не будет стабильно присутствовать на заводе, то 12 окладов он не получит. Третье условие — за оставшиеся месяцы работник не должен получить ни одного взыскания. Все эти оговорки развязывают руки администрации и позволяют творить произвол. Нельзя быть уверенными в том, что все рабочие получат обещанное.
— Мы работаем в транснациональной компании, — объясняет председатель первичной профсоюзной организации Всеволожского Ford Михаил Сергеев. — Уже много лет нам твердят, что все процедуры здесь одинаковы для всех, все сотрудники в любой стране уравнены в правах и т.д. Программа компенсаций — внутренняя программа компании. Ford сам предлагает это своим сотрудникам и выделяет на это средства.
В Германии, Румынии, Бельгии в рамках такой же реструктуризации Ford, сокращая рабочих, выплачивал им по два годовых оклада. А почему у нас иначе?
— (продолжает) Программа в 5,5–12 месячных окладов родилась чисто в головах менеджмента, который рулит в России.
На акции протеста 12 апреля. Фото: РИА Новости
Два раза — 12 и 19 апреля — недовольные сотрудники автозавода проводили митинги протеста. На первую акцию в центре Всеволожска вышли более 200 человек, на вторую — около 60. Руководство предприятия никак не отреагировало на действия подчиненных. Чиновники Ленинградской области откликнулись обещаниями трудоустроить всех выходцев с Ford, включая людей предпенсионного возраста и инвалидов, обеспечив им зарплату не менее 40 тыс. руб.
— Топ-менеджмент Ford на переговоры с профсоюзом не идет. Там прекрасно понимают, что рычагов давления у рабочих на компанию, которая скоро прекратит свое существование, нет. Руководство европейского Ford от нас отвернулось, не хочет приехать и разрулить ситуацию. Если сейчас мы не достучимся до боссов, то нас так и сольют, — подытоживает Михаил Сергеев.
23 апреля рабочие Всеволожского завода намерены решить дальнейшую судьбу объявленного ими протеста: сворачивать его или продолжать и как? Накануне, 22 апреля, желающие еще смогут воспользоваться последним шансом и уволиться на условиях, ранее предложенных работодателем. На 19 апреля около 800 сотрудников завода (85%) уже так и поступили.
— 140 человек пока не подписали соглашение о добровольном увольнении, — сообщил в интервью «Новой» председатель областного комитета по труду и занятости населения Алексей Брицун. — Те, кто так и не согласится на этот вариант, будут сокращены согласно условиям, которые предоставляет российское законодательство.
По Трудовому кодексу РФ, при ликвидации предприятия экс-работник может рассчитывать на один среднемесячный оклад, плюс за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. Таким образом, ТК РФ предполагает максимальные выплаты в размере трех окладов. Когда несогласные с политикой руководства фордовцы объявляли протест, то были уверены: меньше предложенного им уже не дадут.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»