18 апреля перед зданием 373-го лицея в ожидании приезда врио губернатора Петербурга Александра Беглова прогуливался депутат Госдумы от Московского района Виталий Милонов. На вопрос «Новой», что же там, на уроке, будет, он ответил загадочно: «Рассказывать ничего не буду. Вести урок будет только Александр Дмитриевич. Учитель у нас только один. И все мы его ученики».
Чистеньких старшеклассников в белоснежных рубашках завели в класс парами и рассадили — мальчик-девочка — по всем партам, кроме последних. Камчатку отдали журналистам. Врио губернатора все не ехал, журналисты пялились в смартфоны, а школьники примерно глядели перед собой. Телефонов у них с собой не было, как, впрочем, и рюкзаков.
За минуту до появления в классе Александра Беглова журналистов попросили освободить последние ряды. Все встали вдоль стенки.
«Здравствуйте!» — сказал врио поднявшимся в приветствии школьникам. Он оглядел комнату и спросил: «А можно я на камчатке сначала посижу, посмотрю? Сам сидел в свое время на камчатке. У вас, смотрю, никто на камчатке не сидит». Стало понятно, зачем журналистов выгнали с последних рядов: минутка ностальгии была вписана в сценарий.
Визит Александра Беглова в лицей №373. Фото: gov.spb.ru
Беглов двинулся к пустым последним партам. Рядом с ним, видимо, следуя рассадке, села глава Комитета по образованию Жанна Воробьева. Милонову места не хватило, лекцию о будущем Петербурга он слушал из коридора.
Пока врио глядел в шпаргалку предстоящего выступления, начался урок. «Давайте подумаем, помечтаем. Как мы видим будущее нашего города?» — спросила учительница. Дети быстро и четко сформулировали, что видят его комфортным, удобным и безопасным.
«Я чувствую по вашим ответам, что здесь хорошая подготовка», — похвалил школу Александр Беглов, выходя к доске.
«Через 10–15 лет вы будете занимать определенные должности, — начал он. — Кто-то из вас станет президентом. Или губернатором». Подумав, врио добавил: «Как Валентина Ивановна». Видимо, по мнению Беглова, Матвиенко — более подходящая ролевая модель для детей, чем Георгий Полтавченко.
«И я, и все члены правительства лично заинтересованы в вашем успехе. А знаете почему? Я сейчас немножко пошучу, — предупредил врио. — Потому что чем успешнее вы будете, тем большую вы нам будете платить пенсию».
Этот каламбур Александр Беглов повторяет школьникам уже 16 лет. Впервые журналисты услышали его в 2003 году, во время церемонии награждения выпускников-медалистов.
Тогда Александр Беглов исполнял обязанности губернатора в первый раз. О том, насколько успешными стали те выпускники, если сейчас пенсии россиянам платят именно они, чиновник рассуждать не стал.
«Я тоже был школьником, естественно, — рассказал ученикам Александр Беглов. — И хотел быть спортсменом. Учился — тройки, четверки. А потом классная руководительница посадила меня за стол и сказала: «Твои тройки сыграют с тобой потом злую шутку». Так оно и вышло. Уроки, которые я не выучил тогда, так и остались невыученными. Нет, таблицу умножения я знаю, конечно. Но остаются пробелы».
«Самое страшное в жизни — синдром троечника, — поделился со школьниками врио губернатора. — Это очень опасно, хочу вас сразу предупредить. Если человек в школе учится на тройки — стандартную программу чтобы выучить, не нужно семи пядей во лбу быть — значит, ленится. Потом он приходит на производство, и ленью губит свои способности. Я это понял и стал отличником. Не потому, что хотел учиться. А потому что понял. Может, поэтому и сделал успешную карьеру».
Фото: gov.spb.ru
Будущее Петербурга Александр Беглов описал школьникам в терминах собственных проектов и инициатив. Рассказал об идее увеличить городской бюджет до триллиона рублей, о «бережливых поликлиниках» без очередей и с электронными медкартами, о сервисе для выпускников по выбору профессии, о комфортной городской среде и развитии транспорта.
«Важно иметь хороший транспорт. Какой транспорт у нас есть в городе, кто назовет? Метро, автобусы, троллейбусы, правильно. А еще? Недавно закупили экологический транспорт новый, не слышали? Электро- что? Правильно! Электробусы».
Прозвенел звонок. «Александр Дмитриевич, дети хотели бы вопросы вам задать», — втиснулась в монолог учительница. «Нет, я договорю, — засмеялся врио губернатора. — Дерзость! Желание! Воля! И жизненный опыт. Вот сплав, который поможет нам вести город вперед».
Прежде чем перейти к вопросам, врио губернатора искренне предостерег:
– Я прошу: задавайте любые вопросы. А то, я знаю, иногда готовят специальные. Не надо специальных. Задавайте какие хотите!
Поднялось рук пять-шесть.
– Уважаемый Александр Дмитриевич! Какое ваше любимое место в Санкт-Петербурге? — поинтересовалась ученица.
– Я получаю хорошую энергетику на Стрелке Васильевского острова. Спускаешься к Неве, она на два рукава расходится… Попробуйте, это заряжает, весь негатив смывается. Для меня это отдушина, — признался Беглов.
Следующий ученик попросил рассказать «что-нибудь интересное из пионерского прошлого». Врио губернатора вспомнил, как в тимуровском порыве сдал в макулатуру подшивку журналов, собранных родителями: «выполнил и перевыполнил норму».
Фото: gov.spb.ru
– Мы все любим наш Московский район. А какой район города ближе вашему сердцу? — поинтересовалась у Александра Беглова школьница с первой парты.
– Наша задача — сделать так, чтобы все районы города были одинаково комфортными, — объявил врио губернатора.
– Какой предмет самый важный для школьника?
– Предметы абсолютно все важные, потому что это получение новых знаний, — объяснил врио губернатора.
– Александр Дмитриевич, какая специальность сейчас наиболее востребована в нашем городе? Что бы вы посоветовали нам в выборе жизненного пути?
– Все специальности важны, как в том стишке. Главное — быть профессионалом, — напутствовал градоначальник.
– Чтобы что-то получилось, нужно приложить усилия и трудиться.
«Беглов, верни съеденную перемену!» — пошутил кто-то из ребят, поднимаясь по лестнице: уже звучал звонок на следующий урок.
На подоконнике в коридоре осталась лежать стопка распечаток, озаглавленных «Вопросы учащихся лицея 373 Беглову Александру Дмитриевичу». Судя по списку, незаданным остался только один. Он должен был касаться «телефономании», которая «сегодня захлестнула школы». «Мои сверстники практически не расстаются со своими телефонами. Как вы считаете, нужно ли ограничивать ребят в использовании телефонов в школе?» — должен был спросить старшеклассник. Не успел. Все остальное прошло четко по плану.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»