В прошлом году перенос ММКФ был связан с проведением в России чемпионата мира по футболу. В этом — решили оставить все как есть. FIAPF (Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров) утвердила это решение только в январе. Поэтому на подготовку осталось совсем мало времени. Но к авралу устроитель ММКФ уже почти привыкли.
Для киноманов в этом переносе — очевидные минусы. Проходящий сразу после Каннского — московский киносмотр демонстрировал наиболее интересные фильмы главного фестиваля мира. Для отборщиков в преддверии Канн собирать программу стало еще сложнее. Не случайно в основном конкурсе из 13 картин — три российские.
Конкурс
<strong>«Воскресенье»</strong><br>
«Воскресенье»Светланы Проскуриной — удивительно тонкое, психоделическое, профессионально изощренное кино. Атмосфера провинциального города с его очарованием и душностью. Сложная вязь взаимоотношений близких людей, которые чувствуют себя чужими друг другу. Прозрачные перегородки между жизнью и смертью. Храброе погружение в колодец российского менталитета.
«Воскресенье». Кадр из фильма
монолог №1
«Эпидемия»
«Эпидемия»Павла Костомарова — киноверсия сериала, только что с успехом показанного в Каннах, основанного на книге Яны Вагнер «Вонгозеро». Остросоциальная драма разворачивается на фоне апокалиптических событий. Неизвестный вирус постепенно выкашивает население. Деньги больше ничего не стоят, власть не имеет значения. Еда и бензин — единственные ресурсы, за которые все борются.
<strong>«Надо мною солнце не садится»</strong><br>
«Надо мною солнце не садится»Любови Борисовой — еще одна счастливая весточка якутского кинобума. Молодой человек Алтан оказывается на ферме, где выращивают песцов. Ферма — на каменном острове Крайнего Севера. Одиночество юноши скрашивает лишь старик Байбал, приготовившийся к смерти. Алтан пытается сделать все возможное и невозможное, чтобы старику захотелось прожить хотя бы еще один день.
<strong>«День субботний»</strong><br>
«День субботний»Мостафы Сарвар Фаруки — копродукция России, Бангладеша и Германии. Субботним вечером в центре столицы Бангладеш раздается взрыв. Посетители кафе, в котором произошел теракт, оказываются в заложниках. Террористы-радикалы оправдывают религией насилие. Но заложники — также правоверные мусульмане — защищают человеческие ценности. О столкновении и глубинных противоречиях религии, идеологии, нравственности.
«День субботний». Кадр из фильма
В конкурсе много дебютных работ. Среди них казахская социальная драма «Тренинг личностного роста», латышская историческая фреска«Отец ночь», акварельная китайская «Жизнь морских обитателей».
«Жизнь морских обитателей». Кадр из фильма
Рядом с ними фильм опытного иранского режиссера Расула Садрамели «Моя жизнь на втором курсе»— поэзия «отчуждения» в духе Антониони. «Импровизаторы»японского приверженца киберпанка Сабу — страстность, черный юмор, погони, драки и доминирующий алый цвет.
«Маленькое красное платье»Питера Стриклэнда. Платье способно сделать тебя желанной. Главное — не задумываться о цене, которую предстоит за это заплатить. Экстравагантный эстетский фильм с уксусом иронии — о чувствах и чувственности.
«Маленькое красное платье»
<strong>«Нон-фикшн»</strong><br>
«Нон-фикшн»Оливье Ассаяса. Автор задается вопросом: выживет ли во время технологического бума литература? Режиссер-интеллектуал, классик сочетает традицию с классикой и рок-н-роллом. Синефилы пересматривают его «Демона-любовника», «Зильс-Марию», «Персонального покупателя». В новом фильме с Гийомом Кане и Жюльет Бинош рассказывается о запутанных взаимоотношениях между издателем и романистом.
«Нон-фикшн». Кадр из фильма
<strong>«Произведение без автора»</strong><br>
«Произведение без автора»— новый фильм от создателя знаменитой «Жизни других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. В основе реальные события. История начинается как водевиль. Молодой художник Курт влюблен в сокурсницу Элли. Ее отец, доктор Зеебанд, встревоженный выбором дочери, клянется разрушить их отношения. Влюбленные не знают, что их связывает друг с другом ужасное преступление, которое много лет назад совершил Зеебанд.
«Произведение без автора». Кадр из фильма
Программа «Эйфория наваждений» Андрея Плахова
<strong>«Пираньи Неаполя»</strong><br>
«Пираньи Неаполя»Клаудио Джованнези (приз за сценарий «Берлинале»). Не лишенная романтического флера драма о банде, состоящей из мальчишек. Фильм основан на одноименном романе Роберто Савиано. Во многом история переплетается с некоторыми сюжетными линиями «Гоморры» Маттео Гарроне, также снятой по роману Савиано. По слухам, неапольская каморра вынесла писателю смертный приговор за столь откровенное описание жизни преступного мира. Во всяком случае, теперь он не появляется нигде без охраны.
«Пираньи Неаполя». Кадр из фильма
<strong>«Я был дома, но…»</strong><br>
«Я был дома, но…».Ангела Шанелек за этот фильм получила приз за лучшую режиссуру на Берлинском фестивале. Причудливая картина соответствует эстетике направления «берлинской школы»: созерцательность, нелинейность истории, минимум диалогов, иносказательность. Героиня мечется по городу, внезапно впадая в истерику, покупает и пытается продать обратно велосипед. И только спустя время становится понятно, что ее нервозность вызвана необъяснимым исчезновением 13-летнего сына. Сцены, которые словно отчуждены друг от друга, склеиваются только в финале в неразрывный поток.
«Я был дома, но…» Кадр из фильма
<strong>«Альфа: право убивать»</strong><br>
«Альфа: право убивать»Брийанте Мендоса. Очередной жесткий опус от любимца каннского фестиваля. В центре сюжета крупномасштабная операция филиппинской полиции против Абеля, главного наркобарона Манилы. Полицейский Эспино и информатор Элайджа, бывший мелкий пушер, отвечают за разведывательную часть. Операция заканчивается перестрелкой между спецназом и бандой Абеля. Но прежде чем следователи прибывают на место побоища, Эспино и Элайджа исчезают с рюкзаком Абеля, под завязку набитым деньгами и метамфетамином.
«Альфа: право убивать». Кадр из фильма
<strong>«Бог существует, и ее зовут Петруния»</strong><br>
«Бог существует, и ее зовут Петруния» Теона Стругар-Митевска.В одном захудалом македонском городишке каждый год в январе молодые мужчины ныряют за святым крестом, который священник бросает в ледяную реку. Поймавшему крест обещают благополучие и удачу. На этот раз быстрее всех оказывается местная девушка Петруния, которая добывает трофей. Мужчины возмущены: как посмела она нагло влезть в ритуал, сломать традиции? Скандал, разгоревшийся гигантским костром, постепенно пожирает весь город.
Программа «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина
«Коко-диКоко-да»Йоханнеса Нюхольма. Семейная пара отправляется в путешествие в надежде восстановить их разрушенные отношения. Вместо приятного времени на природе пара оказывается в нескончаемом, как детская считалка, кошмаре, в котором зациклились их страхи и боль. «Коко-ди, Коко-да» — психологическая драма о паре, попавшей в зацикленный кошмар собственных страхов, которые обрели физическое воплощение. Структура фильма непозволительно свободна. Некоторые критики даже не рекомендуют фильм обычной аудитории. Подобные опусы предназначены поклонникам трипового, мозаичного кино.
«Коко-ди Коко-да». Кадр из фильма
<strong>«Перелетные птицы»</strong><br>
«Перелетные птицы»Чиро Герра, Кристины Гальего. Времена «золотых лет» марихуаны и наркоторговли в Колумбии, местные жители Рапайет и его семья оказываются втянутыми в войну за контроль над бизнесом, который в конце концов уничтожит их жизнь, их культуру. В фильме очевидны отголоски «Крестного отца». Торговля наркотиками, заработок любой ценой — катастрофа разрушения личности, рвущиеся узы вчера еще близких людей.
«Перелетные птицы». Кадр из фильма
«Жесткая краска»<br>
«Жесткая краска» Марсио Реолона, Филире Мацембахера. О попытке виртуального побега. Педро перед вебкамерой превращается в таинственного Неонового мальчика, зарабатывая деньги в видеочатах. Но однажды кто-то начинает имитировать его представления. И тогда юноша назначает дату встречи со своим таинственным конкурентом, которая будет иметь далеко идущие последствия. О человеческих связах в эпоху «удаленных доступов».
«Жесткая краска». Кадр из фильма
Новые российские программы. Куратор Ирина Павлова
<strong>«Сулейман-гора»</strong><br>
«Сулейман-гора»Елизаветы Стишовой. Герои трагикомического роуд-муви — вынужденные мошенники, которым нестерпимо сочувствуешь. Сулейман-гора — место силы. Счастья для своей непростой семьи вымаливает у горы отец Карабас, мечущийся между первой женой Жыпарой и второй — беременной от него. Женщины борются за любовь мужчины в постоянных переездах по стране на допотопном грузовике. А у мальчика Улука, вызволенного мошенниками из детского дома, есть свое заветное желание. Фильм — рекордсмен по участию в зарубежных киносмотрах, удостоен приза фестиваля в Карловых Варах.
«В Кейптаунском порту»Александра Велединского. Где-то на путях, на краю большой страны и большой войны встречаются юный морячок с двумя бывшими урками: паханом и салагой. Перестрелка. Каждый уверен, что двое других погибли. Потом по рельсам судеб их пути расползаются по карте великой страны, кое-кого забрасывает в огненный черный Кейптаун. «В Кейптаунском порту» — многофигурный пазл из обрывков связанных между собой жизней. С XX веком и СССР Велединский прощается под душевный шансон «…но спор в Кейптауне решает браунинг». Кажется, в задуманный 20 лет назад фильм режиссер попытался включить все, что помнит о прошлом в одном отдельно взятом кейптаунском СССР.
<strong>«Император Парижа»: фильм открытия</strong><br>
Фильм Открытия ММКФ — «Император Парижа»Жана-Франсуа Рише («Нападение на 13-й участок»). В его основе история легендарного французского преступника XIX века Эжена Франсуа Видока, который переходил из тюрьмы в тюрьму и менял профессии, пытаясь забыть о прошлом. Но прошлое настигает. И тогда Видок находит единственно возможный выход — на полицейской службе, подчиненной наполеоновскому правительству, он станет грозой преступного мира Парижа.
«Император Парижа». Кадр из фильма
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»