Колонка · Культура

Не унижаться до объяснений

Как Антона Долина пытались в асфальт закатать

Слава Тарощина , Обозреватель «Новой»
Петр Саруханов / «Новая газета»
Малахов не устает восхищаться достоинствами Баскова. Особый его восторг вызывают частые поездки певца в Грецию, где чтут память христианского святого Спиридона Тримифунтского. Простодушный Малахов счастлив донести: «Там уже туристам говорят — у вас будут две опции: и Спиридону помолитесь, и Баскова увидите».
Пора бы привыкнуть к тому, что мы живем в обществе спектакля. Так один французский интеллектуал лет пятьдесят назад маркировал реальность. Пора бы привыкнуть к пропаганде, которая и есть ядро общества спектакля.
Соловьев стал такой же частью пейзажа, как выпадающая по весне плитка. И мы знаем: Соловьев и плитка — это надолго.
Сегодня пропаганда переживает второе рождение. Манипуляция общественным сознанием перетекает в образ жизни. Тот же Соловьев с Норкиным не только ведут нескончаемые, как Млечный Путь, эфиры, но и подрабатывают Актерами Актерычами — собирают полные залы, дают концерты, спектакли, поют, рассказывают анкедоты. Цель и средство меняются местами. Вояжи Скабеевой в Страсбург и в Париж не имеют отношения к журналистике, только к зрелищу. Ольга становится национальной героиней после того, как украинский депутат Береза, не выдержав натиска, толкнул ее на сессии ПАСЕ. Отечество забило тревогу, даже Кадыров встрепенулся. И за год до этого, кажется, у Ольги было счастье на том же ПАСЕ — в нее метнули микрофон. Нынешний сезон отказал девушке в счастье: Береза прошел мимо, никаких столкновений в Парламентской ассамблее Совета Европы не случилось. Один унылый Платошкин, размещенный в кадре рядом с валькирией пропаганды, продолжает бубнить о необходимости для братского народа вернуться в лоно России.
Главным событием России продолжают оставаться выборы на Украине. Показательная расправа с оппонентами любых мастей — второй важный тренд пропаганды (после отпора коллективному врагу Украина–Америка–Запад). Телевизионные ристалища ловят хайп за счет рукопашных боев в студиях. Форма побеждает содержание.
Если не плюнули в Ковтуна, не побили Запорожского, не врезали Корейбе — эфир прошел напрасно.
По весне задули свежие ветры: ВГТРК начала чистить свои ряды. На днях без объяснений уволили Константина Семина с его программой «Агитпроп», будто бы он как-то затронул интересы космического Рогозина. Храбрый Семин молчит, а ведь какие надежды подавал, так в надеждах двадцать лет и проработал на державу. Оскорбленные, изгнанные, побитые в телесудиях тоже молчат. Публично дать отпор государственному монстру решился только Антон Долин, для которого достоинство и репутация не пустой звук.
Антон Долин. Фото: РИА Новости
Антон проработал в компании более десяти лет. Вел программы на радио «Маяк» и «Вести FM», да вдруг уволился. Причиной послужил пространный репортаж на родственном канале, где известный кинокритик был объявлен едва ли не врагом народа. «Россию 24» возмутила его не самая комплиментарная запись в фейсбуке о фильме «Балканский рубеж». Частное мнение, высказанное в личном пространстве, незамедлительно оборачивается поводом для общественной порки.
Чем примечателен этот сюжет? Тем, что он представляет базовую модель пропагандистского искусства.
Затяжная борьба на украинском фронте с «бандеровцами», нацистами, русофобами, количество которых уже превзошло население земного шара, атрофировала слух и зрение. А тут все ясно, хоть пособие для начинающих пиши. Базовая модель строится по принципу слоеного пирога. Для нижнего слоя необходимо броское обвинение: типа, Долин не досмотрел фильм до конца. Второй слой должен быть более сочным: Долиным движет корысть. Для третьего слоя необходим факир, привычно добывающий кролика из шляпы. Факиром назначили некоего Бавырина, вроде бы критика. Вроде бы критик, путаясь в падежах, зрит в корень: Долин уничтожает один фильм для того, чтобы продвинуть другой — «Закатать в асфальт». К этому кино, мол, как будто имеет отношение долинская жена, которая работает в руководстве прокатной компании. Для завершения чуда кулинарии из шапки вытаскивается самый главный кролик. Критику «Балканский рубеж» не понравился потому, что там НАТО на стороне зла, Россия — на стороне добра, а ведь у него «аллергия на патриотизм». Человека с таким диагнозом просто необходимо закатать в асфальт — здесь и сейчас.
Золотое правило пропаганды заимствовано у Ахматовой: не унижаться до объяснений. Отсутствие доказательств толкает мастеров жанра на скользкую тропу трактовок. Но тут встает главный вопрос: а что это было? Понятно, что либеральный Долин с его самостояньем, высокой профессиональной репутацией, отягощенной сотрудничеством с Ургантом, не вполне совместим с идеологией ВГТРК, но ведь терпели сколько лет. И после мерзкого репортажа наверняка бы не стали его увольнять. А он взял и сам ушел. Просто не счел возможным терпеть ложь даже не столько о себе, сколько о своей семье.
«Закатать в асфальт» — одна из самых стойких российских метафор, в ней даже можно усмотреть постоянство ментальности. Собственно, это именно то, чем сегодня занимается ТВ в нашем обществе спектакля. Вот и сейчас включаю ящик, а у Скабеевой обсуждают актуальное: что общего у Аллы Пугачевой и Владимира Зеленского. Кого закатывать будем?