Комментарий · Политика

Эпоха субсидиарности

Что ждать от нового руководства ЕСПЧ

ЕСПЧ. Фото: EPA
В апреле прошло пленарное заседание ЕСПЧ, на котором 47 судей выбирали нового председателя. С 5 мая на смену Гвидо Раймонди, избранному в Суд от Италии, придет греческий судья Линос-Александр Сицилианос, бывший в последние годы одним из двух заместителей председателя. Освободившееся кресло заместителя займет исландец Роберт Спано, председатель одной из пяти секций Суда.
Личность председателя ЕСПЧ практически не влияет на содержание принимаемых решений: как и любой другой судья, он обладает одним голосом при совещании судей и заседает во всех делах, поданных против страны, от которой он избран, по должности председательствует на заседаниях Большой Палаты. В остальном роль председателя — организация работы и представительство Суда во внешнем мире, но при формулировании выводов по конкретному делу любой другой судья может иметь такой же вес.
Тем не менее, выбор председателя показывает то, как большинство судей видит направление дальнейшего развития Суда, выражает доминирующие тенденции в толковании положений Европейской Конвенции о правах человека. В Страсбурге нет строгого деления на либералов и консерваторов, как в Верховном суде США. Судья, выступающий за усиление прав защиты в уголовном процессе, может оказаться консервативным в общественно-политических вопросах. Взгляды судей можно описать как стремление либо предоставить государствам-участникам Конвенции больше усмотрения при принятии решений и осуждать только уж совсем недопустимые, либо создавать по возможности единый корпус правил на основании Конвенции и строго следить за его исполнением государствами.
Хотя председатель избирается на три года, выбор Сицилианоса — временный, его девятилетние судейские полномочия закончатся через год, 17 мая 2020 года. Выпускник Афинского университета, он продолжал учебу и научную работу в Страсбурге в 1980-х, когда Страсбургский университет носил имя Робера Шумана, а ЕСПЧ заседал не в огромном светлом дворце, а в небольшом функционалистском здании. Его основной деятельностью было исследование и преподавание, диссертация была посвящена контрмерам и самообороне государств в международном праве. В Суде он один из немногих специалистов именно в этой области, подавляющее большинство судей — эксперты в различных отраслях внутригосударственного права. Российский наблюдатель может отметить, что на слушании по бесланскому делу Сицилианос задавал сторонам вопросы о применимости и соблюдении норм о международно-правовой ответственности государств, выработанных в рамках ООН.
Но выбор заместителем председателя Роберта Спано, может быть, куда более показательный и тревожный. Он будет судьей до ноября 2022 года и наиболее вероятным председателем с 18 мая 2020. Спано наиболее известен тем, что провозгласил «эпоху субсидиарности» в деятельности Суда: Страсбург не вмешивается в решения, принятые государствами, если процесс был проведен таким образом, чтобы все могли высказаться, а все аргументы сторон получили беспристрастную оценку.
Планка для государств понижается, а для заявителей — повышается.
Хотя эта перспектива едва ли может вдохновлять сторонников единого европейского правового пространства, нет никакой предопределенности. Председатель в 2012-2015 годах, судья от Люксембурга Дин Шпильманн показал, что можно не только занимать твердые либеральные позиции и укреплять право на защиту в уголовном процессе, но и собирать вокруг себя большинство. Его заслугой стали решения о запрете использовать признательные показания, полученные без адвоката, о праве на допрос всех свидетелей обвинения, о гарантиях не подвергаться суду дважды за одни и те же действия. Государства Европы сопротивлялись укреплению страсбургского контроля и стали назначать судей с другими взглядами. Поэтому председательство Гвидо Раймонди можно вспоминать без ностальгии. При нем почти ко всем выработанным Судом принципам была добавлена запятая, после которой следовало, что ограничивать права защиты все же можно, если в целом процесс остается справедливым.
а в это время<br> &nbsp;
В Минюсте предложили выплачивать заключенным компенсации за плохие условия содержания без жалоб в ЕСПЧ
Это, тем не менее, примеры из области «тонкой настройки» конвенционного механизма, поэтому для значительного большинства российских дел не будет важно, кто именно находится в руководстве Суда. По вопросам запрета пыток, бесчеловечных условий и чрезмерной длительности содержания под стражей, недопустимости разгона мирных демонстраций и злоупотребления задержаниями, которые ставятся в сотнях и тысячах жалоб из России, в Страсбурге сложился консенсус.
Кирилл Коротеев,руководитель международной практики, Международная правозащитная группа «Агора»