Сюжеты · Политика

Беспокойство за «южной стеной» Европы

ООН призвала ливийские противоборствующие стороны к переговорам, но представления об их правильном исходе у всех разные

Ирина Гордиенко , специальный корреспондент
Ливийские боевики на молитве. Фото: РИА Новости
Наступление войск фельдмаршала Хафтара на Триполи в Ливии захлебнулось — впрочем, как и оказались неэффективными контрудары со стороны Ливийского национального правительства.
4 апреля главнокомандующий ливийской национальной армии Хафтар начал наступление на столицу Триполи, где заседает утвержденное ООН правительство национального единства во главе с Фаизом Сараджем. «Мы хотим очистить столицу и другие районы северо-запада страны от незаконных вооруженных группировок», — так прокомментировал Хафтар начало активных боевых действий. Также он заявил: «У нас имеется подтвержденная информация о прибытии из Сирии на запад Ливии главарей «Аль-Каиды» (запрещенной в России террористической организации — ред.), мы не имеем права сидеть сложа руки». Важно отметить: после начала гражданской войны в 2011 году и фактического разделения страны остатки «Аль-Каиды» и бойцы ИГ («Исламского государства», запрещенной в России террористической организации — ред.) действительно свободно чувствуют себя на неподконтрольных правительству территориях.
Секретарь ООН Антониу Гуттериш на встрече с Халифой Хавтаром. Фото: EPA
Со своей стороны, премьер-министр Сарадж приказал вооруженным силам правительства начать операцию «Вулкан гнева» и использовать военно-воздушные силы для «защиты гражданского населения».
По информации правительства Ливии, в результате наступления войск Хафтара погибли 32 человека, еще 50 ранены. Представители Хафтара заявляют о потере 14 бойцов.
В первые же дни наступления войска Хафтара нанесли многочисленные авиаудары по местам дислокации правительственных вооруженных сил, взяли несколько районов на юго-западе Триполи, а самое главное — блокировали единственный на сегодня действующий аэропорт «Митига», что настроило против Хафтара многих.
Ведь Триполи — не только стратегически важный город, но еще и самый большой в Ливии — там проживает треть населения страны.
Территория столицы и его окрестностей контролируется не только силами Фаиза Сараджа, но также и многочисленными вооруженными группировками.
«После успеха первых дней наступление Хафтара захлебнулось. Он хотел провести его быстро. Быстро не получилось, — рассказал «Новой» Василий Кузнецов, руководитель арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН. — Судя по тому, что атаки вялые и не очень кровопролитные, сейчас идут закулисные переговоры между Хафтаром, Сараджем и посредниками. Ситуация в Ливии сложная, и эффективных путей ее преодоления пока никто из политических игроков предложить не в состоянии».
Армии Хафтара противостоят силы премьера Сараджа. Фото: РИА Новости
Международное сообщество «решительно осудило» начало боевых действий в Ливии. Россия также выступила против эскалации конфликта: «Мы подтверждаем безальтернативность политического урегулирования в Ливии и выступаем за то, чтобы ведущие ливийские военно-политические силы проявили необходимое чувство ответственности за судьбу страны, отказались от вооруженных методов борьбы за власть и встали на путь совместного решения приоритетных задач восстановления ливийской государственности, включая борьбу с терроризмом», — заявили в МИД РФ.
Секретарь ООН Антониу Гуттериш и верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призвали немедленно остановить все военные операции в Ливии и не допустить полномасштабного конфликта. Однако, как дело дошло до практических шагов, мнения разделились. Европейский союз готовил заявление, призывающее Хафтара остановить наступление на Триполи. В нем говорилось о том, что это наступление «угрожает гражданскому населению, подрывает политический процесс и создает угрозу дальнейшей эскалации». Беспокойство ЕС также касалось террористической угрозы. Однако при голосовании Франция и Италия заблокировали его. Сейчас идет подготовка текста нового заявления.
Напомню, среди арабских стран фельдмаршала Хафтара поддерживают Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Саудовская Аравия, на Западе — Франция (по некоторым данным, помимо российских ЧВК в Ливии присутствуют также и французские), Италия и Россия (хотя официально МИД РФ пытается всячески демонстрировать свой нейтралитет). На стороне правительства Сараджа — Катар и Турция и некоторые другие страны — члены ООН.
Помимо того что Ливия считается «южной стеной» Европы, она еще и необычайно богата с точки зрения природных ресурсов — занимает первое место в Африке по объемам добычи нефти.
Только разведанные запасы составляют более 45 миллиардов баррелей. Богатые ресурсами центральные и южные районы страны соединены нефтяными магистралями с городами на побережье Средиземного моря — Триполи, Тобруком, Бенгази, Мисуратой и Сиртом, что существенно упрощает и удешевляет доставку нефти. Во многом именно за эту стратегическую систему прибрежных городов и нефтепроводов и борются как государства Ближнего Востока и Африки, так и западные страны.