Результаты парламентских выборов в Израиле позволяют сделать вывод: для большинства населения страны страх «чтобы не стало хуже» сильнее необходимости перемен
Недовольство существующим правительством высказывали здесь почти все — в том числе и те, кто в конечном итоге фактически проголосовал за его сохранение.
Предвыборная кампания партии «Ликуд» и ее лидера Биньямина Нетаньяху строилась на двух утверждениях. Утверждение первое: если к власти придет левое правительство — ждите войн и терактов. А несгибаемый Биби не прогнется перед террористами и сумеет защитить страну, как он это делает вот уже 13 лет пребывания у власти. Утверждение второе: при Нетаньяху Израиль заработал небывалый до этого авторитет на международной арене, с Израилем все больше считаются в мире, и даже арабские страны хотят наладить с ним отношения.
Арабские страны — это прежде всего Саудовская Аравия, с которой Израиль всегда поддерживал отношения в сфере безопасности, особо их не афишируя. Обе страны — стратегические союзники США на Ближнем Востоке, и этим сказано все. С Египтом и Иорданией также существуют давно подписанные мирные договоры, отношения с остальными государствами региона — на прежнем уровне.
Что же касается возросшего международного авторитета Нетаньяху, то в этом контексте чаще всего упоминают дружбу израильского премьера с американским президентом. Символические жесты Трампа — перенос посольства в Иерусалим и признание израильского суверенитета над Голанами — преподносятся как серьезные внешнеполитические победы. Возможно, таковыми они и являются, но это станет ясно после появления трамповского плана ближневосточного урегулирования, обнародовать который обещали сразу после парламентских выборов в Израиле. До сих пор подробности плана не разглашались.
Второй внешнеполитический успех Нетаньяху — это хорошие отношения с президентом России, к которому израильский премьер летает чаще, чем к кому бы то ни было. «В Москву, как на работу», — шутят в Израиле, понимая при этом, что фактор Ирана, стремящегося сделать своим плацдармом соседнюю Сирию, вполне оправдывает такую частоту контактов.
Дружбу Нетаньяху и Путина не смогли омрачить ни израильские атаки на сирийские цели, ни трагический инцидент с российским военным самолетом, сбитым сирийцами. А еще российская сторона торжественно передала Нетаньяху останки погибшего 30 лет назад в Сирии израильского солдата. Похороны прошли с воинскими почестями и транслировались всеми национальными каналами. Сделано это было перед самыми выборами, что дало недоброжелателям повод говорить о рассчитанном на обывателя пиаре.
Важный момент: Израиль, не поддержавший ни одной антироссийской инициативы, может стать посредником в возобновлении нормальных отношений между Россией и Западом. С Нетаньяху или без него — не так уж и важно. Будет Израиль, будет и премьер.
То же и с терактами. Они, к несчастью, были и будут и при Нетаньяху. Регулярно обостряется ситуация на границе с сектором Газа. Всякий раз обострения заканчиваются, как утверждают противники премьера, очередными уступками Израиля ХАМАС. Эта организация, борьба с которой подозрительно напоминает управляемый конфликт, похоже, стала фактором внутренней политики Израиля и предметом бесконечных спекуляций политиков.
Я умышленно не говорю о достоинствах и недостатках противников Нетаньяху, которых сторонники «Ликуда», религиозных и националистических партий почему-то называют «левыми». В их понимании левые — это те, кто недостаточно патриотичен, кто выступает за отделение религии от государства и вообще намерен «сдать страну арабам». В свою очередь, левые критикуют правых за потакание религиозным партиям, которые «тянут страну в средневековье».
Кстати, еще один немаловажный аспект прошедших выборов — это прорыв религиозных сил. «Ликуд» получает право формировать коалицию благодаря поддержке именно религиозных партий, которые всегда чувствовали себя уютно в коалиции с Нетаньяху. Ультрарелигиозный блок «Яхадутха-Тора» («Еврейство Торы») и партия ШАС получили по 8 мандатов, такого не было никогда.
Эту тенденцию заметили в американском исследовательском центре Пью: в Израиле меняется демографическая ситуация. К 2045 году численность ультраортодоксальных евреев превысит численность израильских арабов, а к 2065 году ультраортодоксы будут составлять треть всего населения Израиля. И тогда, по мнению аналитиков, страна, которая всегда нуждалась во внешней, прежде всего американской, поддержке, окажется в трудном положении. Дело в том, что демографическая картина меняется и в самих Соединенных Штатах. По статистике (данные января 2018 года), американцы в возрасте от 18 до 49 лет все чаще сочувствуют палестинцам, и это на фоне таких факторов, как рост мусульманского населения США и исход поколений, переживших Холокост.
Впрочем, до этого еще далеко. А пока интересно почитать прогнозы, обещающие развал пока еще даже не созданной коалиции. Одни отводят на это два месяца, другие — полгода. Главные противники «Ликуда» — блок «Кахоль-лаван» («Бело-голубые», цвета израильского флага) — получают 35 мандатов в Кнессете, и в случае их ухода в оппозицию вполне смогут отравить жизнь победителям, что они и обещали сделать.
К тому же не сняты обвинения Нетаньяху сразу по трем уголовным делам — злоупотребление доверием, мошенничество и взяточничество. Они могут быть предъявлены в течение года после парламентских выборов. Тогда Биби будет вынужден уйти с поста премьера, а следом подаст в отставку и сформированное им правительство. Это значит — очередные внеочередные парламентские выборы.
Василий Серов —
специально для «Новой»,
Тель-Авив
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»