5 апреля ЦБ объявил об отзыве лицензии очередного банка — КБ «Иваново», занимавшего 294-е место по размерам активов. Формулировки стандартные: нарушения законодательства о легализации преступных доходов, «схемные» операции по искусственному поддержанию капитала для формального соблюдения обязательных нормативов. Для банка ранее трижды вводились ограничения на привлечение денежных средств физических лиц, но, как говорится, не в коня корм. «Иваново» стал 395-м банком, канувшим в Лету с момента прихода Эльвиры Набиуллиной к руководству регулятором в июне 2013 года.
Таким образом, за неполные шесть лет число банков сократилось в два раза. Эльвиру Сахипзадовну можно поздравить с этим результатом, достойным подвига Геракла по приведению в божеский вид конюшен элидского царя Авгия, которые не чистились 30 лет. Жалеть о покойных кредитно-финансовых учреждениях не приходится — все они представляли собой либо «прачечные» для отмывания грязных денег, либо «пылесосы», с помощью которых хозяева банков воровали средства клиентов и вкладчиков. Наиболее «урожайным» по масштабам зачистки стал 2016 год, причем не только по количеству отозванных лицензий (93), но и по размерам обанкротившихся. Достаточно вспомнить Внешпромбанк, где «растворилось» более 3 млрд долларов.
Об этих деньгах, которые были украдены, выведены за границу, отмыты и спрятаны там, стоит не только горевать, но и делать что-то для их возвращения на Родину. На этом фронте уполномоченным чиновникам пока похвастаться нечем. Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов», которая расплачивается с вкладчиками и реализовывает активы обанкротившихся банков, направила в правоохранительные органы 615 заявлений о совершении преступлений, по ним было возбуждено 486 уголовных дел. Однако само по себе возбуждение дела не гарантирует, что оно дойдет до суда и закончится приговором. Большинству преступников удается выехать за рубеж, предварительно осуществив перевод похищенных средств. Их преследование в США и странах Европы затруднено тем, что они получают там политическое убежище, ложно представив себя «жертвами политических преследований». Как показывают немногочисленные случаи успешного преследования этих персонажей (например, бывшего владельца Межпромбанка Сергея Пугачева или бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова), судебные процессы стоят больших затрат и продолжаются годами.
Удручающей является статистика средств, которые удается вернуть. За 11 лет АСВ удалось взыскать меньше 1% от нанесенного ущерба. С середины 2013 года, когда Банк России начал проводить активную политику по «расчистке» банковского сектора, из системы выбыл каждый третий банк. На бумаге у 308 банков, лишившихся лицензии с 2013 года, имелись активы на 2,89 трлн рублей — на 311 млрд рублей больше обязательств. На самом деле в 70% из них, что уже признаны банкротами, временные администрации обнаружили суммарную «дыру» почти в 1,4 трлн рублей. У 65% банков, лишившихся лицензии, были обнаружены дыры в капитале, равные 2,1% ВВП страны. За те же 11 лет Агентство по страхованию вкладов получило решения о взыскании всего лишь 101,6 млрд рублей. Но реально удалось получить лишь 180 млн рублей, или 0,18%.
Между тем у нас есть у кого поучиться. После мирового кризиса 2008 года власти США и стран Европейского союза во внесудебном порядке взыскали с крупнейших международных банков (UBS, Deutsche Bank, GP Morgan, Goldman Sachs, BNP Paribas, Barclay’s, RBS, Credit Suisse, Societe Generale и др.) в виде штрафов и компенсаций более 321 млрд долларов за участие в мошеннических схемах и содействие в уклонении от налогов. 56% этих средств пошли в казну, 38% вернулись клиентам. Не менее системно ведется работа по возврату похищенного недобросовестными финансистами в Китае, где с 2014 года реализуется специальная программа, которую в Поднебесной окрестили «охотой на лис». В рамках этой программы была создана Группа высокого уровня, включающая все профильные ведомства, занимающаяся данной темой. Благодаря последовательной и согласованной работе властям КНР удалось добиться экстрадиции 2566 беглых мошенников (1283 вернулись на родину добровольно) и взыскать с них более 2 млрд долларов.
Очевидно, что проблема репатриации выведенных из российской банковской системы капиталов (а речь идет о суммах, сопоставимых с Фондом национального благосостояния) может быть решена только в результате формирования сильной государственной политики и координации усилий различных ведомств. В противном случае с каждым сообщением об очередном «Иваново» нам лишь останется подсчитывать безвозвратно потерянные россиянами деньги, которые переместились в офшорные гавани, осели на счетах мошенников в зарубежных банках и превратились для них в хорошее «выходное пособие», позволяющее спокойно встретить старость на вилле где-нибудь в окрестностях Лазурного Берега Франции.
Почему бы странам — жертвам «беловоротничковой» преступности (сумма похищенного по всему миру ежегодно превышает $1 трлн) не подумать над созданием Международного антиклептократического суда? Такая инициатива от Китая, России, Бразилии, Индии, Нигерии, Мексики, Египта и, возможно, ряда европейских стран (например, Франции и Швеции) могла бы получить поддержку всего мирового сообщества.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»