Рабочих «Форда» не устраивает размер выплат, предлагаемых работодателем при сокращении. А российский менеджмент, по мнению трудового коллектива, не готов к конструктивным переговорам. Это толкает людей на крайние меры: пикеты, митинги, голодовки. Чиновники Ленинградской области пытаются унять волнения, однако их возможности ограничены.
Сотрудники Всеволожского Ford еще в феврале, когда только поползли слухи о закрытии завода, предупреждали, что при вынужденном увольнении непременно выдвинут свои требования, и довольно категоричные. Главное из них — выплата компенсации каждому увольняемому работнику в размере двух годовых окладов. Но, судя по всему, рабочий класс не услышали тогда и не хотят слышать сейчас.
27 марта учредители совместного предприятия (СП) Ford Sollers — Ford Motor Company и ПАО «Соллерс»—официально объявили: «Производство легковых автомобилей Ford в России полностью прекратится к концу июня 2019 года с последовательным закрытием двух автомобильных заводов Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в Елабуге». Акционеры СП Ford Sollers не скрывали, что экстренные меры, вызванные многолетней убыточностью российских подразделений автоконцерна, повлекут увольнение значительного числа сотрудников, но отметили: «Все сокращения будут проводиться по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций». Размер их изначально не уточнялся. Конкретику работодатели обещали сообщить персоналу на встрече 2 апреля. Однако к указанной дате руководители с суммами либо не определились, либо не рискнули их озвучить при личном общении.
А 4 апреля на информационном стенде Всеволожского завода появилось объявление о порядке расчетов с трудовым коллективом. Всем работникам руководители Ford предложили воспользоваться программой добровольного увольнения, стартующей 8 апреля и финиширующей 22 апреля. Все выплаты они строго дифференцировали, привязав к стажу. Минимальную компенсацию — в размере 5,5 месячного оклада — предусмотрели для людей, работающих на заводе менее пяти лет. Тем, кто отдал компании 5–6 лет, посулили 6,5 месячного оклада, кто 7 лет — 7 окладов и т.д. На максимальные суммы — 12 месячных окладов, согласно документу, могут претендовать только сотрудники со стажем работы на предприятии свыше 15 лет. Учитывая, что средний оклад на Всеволожском заводе сегодня около 55 тысяч рублей, то «новичкам» приходится рассчитывать на 302,5 тысячи, а «ветеранам» — на 660 тысяч выходного пособия.
Арифметика администрации Ford в корне разошлась с расчетами работников, настаивающих на компенсациях в 24 месячных оклада всем поголовно. В абсолютном негодовании 5 апреля сотрудники предприятия пришли на ранее запланированную встречу с чиновниками Всеволожского района и Ленинградской области. Самый большой во Всеволожске зал культурно-досугового центра «Южный», рассчитанный на 350 мест, был переполнен.
— Мы начинали с нуля! Мы по 12 часов, без выходных и праздников, поднимали с колен этот завод. Я лично вкалывала здесь почти 18 лет! Эти смешные отступные — все, что мы заработали? — возмущалась сотрудница Ford Светлана Зуева.
— Меньше, чем предлагают, нам уже не дадут. Они (топ-менеджеры Ford. —Ред.) хотят, чтобы мы, как голодная собака, взяли кость и убежали, но не дождутся, — заявил председатель первичной профсоюзной организации Всеволожского Ford Михаил Сергеев. — Мы всеми путями будем добиваться достойной компенсации — 24 оклада. Мы ничем не хуже немцев, румын, бельгийцев! Кому-то может показаться, что мы много просим. Но, во-первых, не больше, чем другие сотрудники автоконцерна Ford в аналогичной ситуации. А во-вторых, компенсация — это лишь подушка безопасности. Она смягчит удар, однако проблема никуда не денется. Независимо от размера выплат люди все равно останутся без работы.
Всеволожские рабочие считают свои требования совершенно обоснованными и справедливыми. Как они объясняют, такова общемировая практика Ford: везде при ликвидации производства персонал сокращают по программе добровольного увольнения. Стороны при этом совместно вырабатывают условия сокращения и всегда приходят к согласию. Впервые этот сценарий не удалось реализовать лишь в России. С точки зрения работников завода, исключительно из-за позиции местного менеджмента. Трудящиеся решили апеллировать к руководству Ford США и Европы, правительству РФ и правительству Ленобласти. 8 апреля во все три адреса ими будет направлена соответствующая резолюция.
В тот же день рабочие завода намерены провести общее собрание и обсудить протестные коллективные действия. Сотрудники Ford рассматривают все варианты: пикеты, митинги, голодовка.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»