Сюжеты · Экономика

Сборы пойдут по кодексу

Вопреки обещаниям властей в России вводятся новые налоги

Арнольд Хачатуров , дата-редактор
Фото: РИА Новости
Минфин опубликовал обновленную версию законопроекта о переносе шести квазиналоговых платежей в Налоговый кодекс. Со следующего года экологический сбор, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, сбор с большегрузов, сбор с операторов связи и гостиничный сбор планируется перевести в разряд налогов. В результате реформы количество федеральных налогов и сборов увеличится с 9 до 13, а количество местных налогов и сборов — с трех до четырех.
По задумке Минфина, упорядочивание квазиналогов должно привести к повышению качества администрирования (теперь этим будет заниматься ФНС) и росту собираемости платежей. Однако бизнес опасается, что единственным результатом реформы станет рост давления со стороны налоговых органов.
ФНС сейчас — это огромная и влиятельная организация, которая имеет поддержку сверху и много рычагов давления в разных сферах, говорит юрист компании «Ильяшев и Партнеры» Дмитрий Константинов. «Конечно, они будут жать сильнее, чем любой другой администратор сборов».
Ставка и назначение платежей останутся прежними, но поменяется процедурная часть: сроки, порядок представления отчетности и проверок, вопросы штрафов и обжалования, поясняет руководитель аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова.
Налоговый кодекс подразумевает более жесткие карательные меры, которых нет в отношении неналоговых платежей, включая штрафы, пени и уголовную ответственность по статье 198 УК (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере). Есть одиозные случаи, когда предприниматель неправильно понял систему налогообложения, а его за это посадили, говорит Константинов. Впрочем, Минфин обещает на десять лет приостановить уголовную ответственность за неуплату этих платежей.
Проблема неконтролируемого роста числа сборов, не прописанных в Налоговом кодексе и регулируемых разрозненными отраслевыми актами, обострилась в последние несколько лет. После объявления моратория на повышение налоговой нагрузки в 2014 году на бизнес посыпались многочисленные неналоговые сборы, для введения которых достаточно указа исполнительной власти.
«С этого момента полезли сборы, платы, обязательные справки, выписки, реестры, которые формально не являются налогами (сегодня таких платежей свыше 70. —Ред.). Бизнес-сообщество на протяжении нескольких лет просило выпустить единый свод правил, в соответствии с которым все существующие платежи будут фиксироваться, включаться в реестр и оцениваться с точки зрения целесообразности и размера», — говорит глава комитета по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин.
Переориентация правительства с налогов на сборы фактически привела к формированию параллельной налоговой системы. «Государство ищет дополнительные источники дохода любыми путями, под любым названием, будь то дополнительное повышение налогов, введение дополнительных сборов или повышение административных штрафов», — объясняет Плешанова.
В 2016 году на эту проблему обратил внимание Владимир Путин, поручив правительству упорядочить неналоговые платежи. Спустя три года Минфин предложил самое простое решение: перенести сборы в Налоговый кодекс. Однако бизнес не согласен с такой мерой и выступает за отдельный рамочный закон для регулирования квазиналогов. Письмо против законопроекта Минфина в прошлом месяце подписали четыре деловых объединения: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), «Опора России» и «Деловая Россия».
Кодифицировать все сборы — это правильная идея, но в сценарии Минфина происходит усиление режима сборов, а проблема с неконтролируемым ростом числа неналоговых платежей не решается, объясняет недовольство делового сообщества Кирилл Никитин. «Вроде бы договаривались о том, что будет отдельный закон о неналоговых платежах, но факт заключается в том, что этот закон не разрабатывается, его просто нет», — говорит эксперт.
Дело не только в риске привлечения к уголовной ответственности. Некоторые неналоговые платежи попросту недостаточно четко прописаны, чтобы быть внесенными в Налоговый кодекс, — например, методика расчета экологического сбора по-прежнему непрозрачна. Кроме того, при переносе положений из неналогового законодательства в налоговое теряется целевой характер платежей.
«Я хочу знать, что если я заплатил за утилизацию автомобиля, то мои деньги действительно идут на это, а не на содержание чиновников», — говорит Никитин. То же самое касается курортного сбора, который изначально собирался в специальный целевой фонд, а теперь будет расходоваться по принципу «общего котла».
Предприниматели надеются на то, что недостатки законопроекта будут сглажены в ходе последующей дискуссии. Однако пока что изменения, которые задумывались ради снижения фискального и административного давления на бизнес, оказались вывернуты наизнанку. Если все останется как есть, бизнес не только не будет застрахован от новых поборов, но и понесет дополнительные издержки по уже существующим. «За что боролись, на то и напоролись», — сказал по этому поводу глава РСПП Александр Шохин.
Арнольд Хачатуров, «Новая», Дарья Козлова — для «Новой»