Сюжеты · Общество

Короли дорог

Депутата Госдумы Вадима Белоусова подозревают во взятке 3,4 миллиарда рублей. За что он мог ее получить? И при чем здесь два бывших губернатора Челябинской области?

Иван Жилин , спецкор
Вадим Белоусов. Фото: Анна Майорова/URA.RU/TASS
16 марта 2019 года Ленинский районный суд Екатеринбурга отказался арестовать депутата Государственной думы от «Справедливой России» Вадима Белоусова, которого Следственный комитет подозревает в получении взятки в особо крупном размере — 3,4 млрд рублей. Сумма рекордная. Для сравнения: в деле бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко фигурирует взятка в размере двух миллиардов.
Против Белоусова возбуждено уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ — до 15 лет лишения свободы и штраф, в 80–100 раз превышающий сумму взятки. Но, несмотря на тяжесть обвинения, судья Надежда Ханкевич под арест депутата не отправила, посчитав, что следствие не смогло обосновать ходатайство об аресте. Обоснование у СКР действительно было слабым — наличие у Белоусова загранпаспорта. Обычно этого хватает для отправки в СИЗО подозреваемых даже по легким статьям, но в случае с Белоусовым гуманизм восторжествовал. Он вернулся в Москву и продолжил работать.

Фигуранты

Уголовное дело против Вадима Белоусова уходит корнями в 2011 год. На тот момент он — уже депутат Госдумы от «Единой России», представляет в парламенте Челябинскую область. Губернатором Челябинской области в 2011 году работал Михаил Юревич, бывший председатель совета директоров макаронной фабрики «Макфа».
Упоминание Юревича в уголовном деле против депутата Белоусова неслучайно: бывший губернатор в этом деле тоже фигурирует.
Знакомство Белоусова с Юревичем произошло в 1995 году. Белоусов был приглашен в «Макфу» на должность коммерческого директора. На предприятии он сделал успешную карьеру: в 1997 году вошел в совет директоров, а в 2004-м стал генеральным директором и одним из трех акционеров «Макфы» наряду с родителями Юревича Натальей Евгеньевной и Валерием Михайловичем.
В 2010 году Юревич возглавил Челябинскую область и повел Белоусова за собой в политику — тот стал депутатом регионального парламента, а затем перебрался в Госдуму. Совместная работа во власти продолжилась до 2014 года, когда Юревич был досрочно снят с должности губернатора.
В период с 2010 по 2014 год, по версии следствия, Белоусов с Юревичем и получили миллиардную взятку. Помимо них фигурантами дела стали бывший топ-менеджер «Макфы» Андрей Чуркин и 76-летняя теща депутата Белоусова Маргарита Бутакова. Сейчас разбирательство по Бутаковой и Чуркину выделено в отдельное производство.

Становление монополии

Взятка в деле Белоусова–Юревича связана со строительством дорог в Челябинской области. После прихода Юревича и Белоусова к власти в регионе была объявлена «дорожная революция»: за 4 года построили и отремонтировали около 300 километров трасс на сумму свыше 30 млрд рублей. Но не все деньги, по версии следствия, пошли в дело. Часть — те самые 3,4 млрд рублей — Юревич и Белоусов могли получить в качестве «отката».
Взяткодателями следствие называет представителей «неофициального холдинга «Автобан». Какие в него входили организации — не разглашается. В свидетельствах Маргариты Бутаковой упоминаются предприятия «Южуралавтобан» и «Каслидорремстрой». Оба сейчас признаны банкротами.
Взятка, по версии следствия, была передана представителем холдинга за «общее покровительство» и помощь с получением госконтрактов. При этом «Каслидорремстрой» в 2010—2014 годах (период, когда была передана взятка) получил госконтрактов всего на 759 млн рублей. А вот «Южуралавтобан» действительно «взлетел»: 113 контрактов на общую сумму 13 млрд 213 млн рублей; компания строила больше половины дорог в Челябинске и области.
Бороться с монополией «Южуралавтобана» пыталось челябинское УФАС. Руководитель ведомства Анна Козлова в интервью областному изданию 74.ру заявляла: «На торгах по ремонту и обслуживанию дорог область раньше делилась хотя бы на четыре зоны, сегодня [зона] — лишь одна. В итоге пришли к тому, что на рынке строительно-ремонтных работ в регионе сегодня конкуренции практически нет».
Претензии ФАС, впрочем, не мешали «Южуралавтобану» получать миллиардные подряды. Выигрывать у компании суды антимонопольная служба начала только после ухода Юревича с поста губернатора и перехода Белоусова в Госдуму в качестве депутата не от Челябинской, а от Кировской области.
Бенефициаром «Южуралавтобана» в СМИ называют беглого предпринимателя Сергея Вильшенко. Он покинул Россию в 2017 году. Тогда же уехал из страны бывший губернатор Юревич.
Белоусов — единственный ключевой фигурант уголовного дела, оставшийся в России.

Не взятка, а хищение?

Сам Белоусов уголовное дело против себя комментирует скупо. Находясь в Екатеринбурге, он лишь заявил, что денег не брал. По словам депутата, 3,5 млрд рублей, которые вменяют ему в качестве взятки, на самом деле были похищены предпринимателем Сергеем Вильшенко, владевшим на тот момент «Южуралавтобаном».
Адвокат Белоусова Игорь Трунов в ответ на просьбу «Новой» разъяснить схему, по которой, по версии следствия, взятка передавалась Белоусову, заявил: «Мне проще воздержаться от комментариев».
Позицию защиты в деле против Белоусова подробно раскрывает письмо его тещи Маргариты Бутаковой президенту Путину.
В 2014 году, сообщает Бутакова, Следственный комитет обнаружил, что Сергей Вильшенко вместе с предпринимателем Алексеем Башаевым «совершили многомиллиардные хищения бюджетных денежных средств в рамках госконтрактов в дорожной сфере Челябинской области путем завышения стоимости сырья, материалов и работ».
Пытаясь избежать уголовного преследования, Вильшенко и его «подельники», говорится в письме, «разработали и выдвинули версию, исключающую преступность их деяний»: «денежные средства в сумме более 3 млрд рублей, полученные по государственным контрактам, ими не похищались, а якобы через меня — Бутакову М.Ф. и Чуркина Р.А. передавались губернатору Челябинской области Юревичу М.В. и депутату Законодательного собрания Челябинской области Белоусову В.В. в качестве взятки. Сумма взятки составляла сумму завышения стоимости контракта».
Адвокат Белоусова Игорь Трунов сообщил «Новой», что сведения Бутаковой «можно считать правдивыми».

Куда делись деньги?

Получил ли депутат Белоусов от владельцев «Южуралавтобана» 3,4 млрд рублей или бенефициары компании похитили деньги сами — будет устанавливать суд. Но движение части этой суммы, вероятно, уже установлено.
В распоряжении «Новой» имеется решение Арбитражного суда Челябинской области по иску «Южуралавтобана» к налоговой из-за якобы незаконно доначисленного налога на прибыль. Рассматривая иск, суд зафиксировал неоднозначные финансовые операции самой дорожной компании.
Так, в 2013–2014 годах «Южурал­автобан» привлек для исполнения подрядов по строительству дорог две компании: ООО «Главкапстрой» и ООО «Симметрия строительные технологии». На счета этих компаний в общей сложности было переведено 5,1 млрд рублей. «Главкапстрой» и «Симметрия строительные технологии», в свою очередь, перечисляли деньги компаниям «ООО «Спринтер», ООО «Пиксар», ООО «Эскада», ООО «Страта», ООО «Старая площадь. Управляющая компания». Все эти компании, как установила налоговая, являются номинальными.
Помимо них часть денег «Южурал­автобана» получили компании «Элмо-Групп», «Интергосмарт» и «Межрегиондевелопмент», которые занимались конвертацией рублей в валюту и их обналичиванием.
Сами ООО «Главкапстрой» и ООО «Симметрия строительные технологии» оказались компаниями, не ведущими фактической хозяйственной деятельности и имеющими по одному человеку в штате. Руководитель «Симметрии» Олег Михайлов пояснил налоговикам, что является номинальной фигурой и на самом деле работает техником в фитнес-клубе.
Всего на покупку валюты, обналичивание, брокерские услуги и т.п., судя по материалам арбитражного суда, в 2013–2014 годах было направлено 1,1 млрд рублей, полученных «Южавтобаном» на строительство челябинских дорог. 777 999 549 рублей были выведены за границу на счета в Чехии, Латвии и на Кипре.
Ответ на вопрос, чьи это были счета, похоже, и должны установить: брал ли депутат Белоусов взятку или владельцы «Южуралавтобана» завладели деньгами сами?

Продолжение следует?

18 марта этого года челябинское УФАС обвинило губернатора области Бориса Дубровского (на следующий день он был отправлен в отставку) в антиконкурентном сговоре с компанией «Южуралмост».
«Нарушения антимонопольного законодательства выявлены при проведении 29 аукционов на общую сумму свыше 8 млрд рублей. Во всех победителем стало АО «Южуралмост», — заявили в ФАС.
Речь — снова о дорожном строительстве. И лица знакомые. Например, одним из соучредителей «Южуралмоста» был «Южуралавтобан». А директор «Южуралмоста» Александр Зырянов является директором и в компании «Технопарк», принадлежащей семье Вильшенко.