Комментарий · Культура

Let IT Dok!

3 апреля начинает работу Международный фестиваль документального кино ДОКер. Что смотреть?

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Смотр пройдет в пяти городах России: Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Ярославле. 50 фильмов из 30 стран. Арт-проекты со всего света представят авторы на главной площадке в киноцентре «Октябрь».
На открытии фестиваля — мировая премьера немецкой ленты «Россия с неба». В течение девяти месяцев аэрокинооператоры снимали нашу гигантскую страну: от Северного Ледовитого океана до пустынь Калмыкии, от самой высокой вершины Европы Эльбрус до камчатских вулканов. Пустынные ландшафты, метрополии, дикие животные, таежные леса, сибирские просторы. Фильм сравнивают с незабываемым «Домом» Люка Бессона и Яна Артюса-Бертрана, в котором была показана прекрасная планета Земля… в агонии.
В программе ДОКера — призеры и участники престижнейших киносмотров, таких как Каннский, Берлинский и Венецианский кинофестивали, «Санденс», Локарно, главный фестиваль неигрового кино IDFA. Помимо конкурсных программ особого внимания заслуживает специальная секция: Let IT Dok! — единственная в мировом фестивальном пространстве конкурсная программа фильмов об IT-технологиях.
«Народная республика желания»
Китайскую онлайн-драму «Народная республика желания»критики уже назвали документальным «Черным зеркалом», по аналогии со знаменитым сериалом. Она также про то, как меняется связь с реальностью, когда между человеком и действительностью встал монитор.
Герои фильма — две онлайн-звезды, родом из глуши. Их онлайн эфиры — территория, где обитают миллионы поклонников. Богатые и бедные, счастливые, обделенные, убогие. В Сети они равны: только плати — и ты король, можешь общаться со своим кумиром, чувствовать себя принцем, причастным к избранным. Твои аплодисменты — это лайки и юани. Этот живой поток вовсе не виртуальных денег. Набирает обороты индустрия интерактивных развлечений с дистрибьюторами, менеджерами, акциями, преступлениями.
Настоящая сеть, работающая по наркотическому принципу: привыкание — зависимость. И вот уже 11-месячный ребенок отказывается есть без красочного чата.
В какой-то момент, второстепенные персонажи фильма — те, кто платят за виртуальную связь со звездой, обнаруживают, что манящее счастье в розовом цифровом мире может быть таким же неуловимым, как и в реальном.
В жанровом диапазоне картин фильмы разных стилей и направлений: от поэтического киноповествования до социальных блокбастеров, от кинохроники и мокьюментари до арт-хауса и научно-популярного кино, от классики до экспериментальных нестандартных форм, от интимных фильмов-портретов до монументальных картин-путешествий. Показы программы «ДОК Терапия» пройдут с обсуждением с психологами и психотерапевтами.
По словам отборщиков, объектом исследования по-прежнему остается человек. С одним нюансом: во многих фильмах громок мотив необходимости братства, родства душ, общности интересов и принципов.
«Лапю»
Среди наиболее интересных картин — колумбийская сказка «Лапю»Сезара Алехандро Джеймса и Хуана Пабло Поланко. Страшное путешествие в пространство непознанного и подсознательного, через загадочный ритуал «Лапю». Попытка по-новому осознать собственное бытие в пустыне Гуахира, где нет границы между сновидениями, реальностью и загробным миром.
Состоится международная премьера кассового рекордсмена, драмы «Жизнь это вера»знаменитого китайского режиссера Сяо Ханя. В центре картины истории двух, казалось бы, не связанных между собой семей. В большой семье шорника тяжело болен племянник, и ему необходима почка. А на другом конце страны у еще не родившегося ребенка одной молодой пары диагностируют порок сердца. Это кино о том, как мы все разрозненные связаны между собой.
«Жизнь это вера». Кадр из фильма
«Красивые вещи»
Среди главных фестивальных хитов итальянская картина «Красивые вещи» Джорджио Ферреро и Федерико Биазина. Завораживающий визуальный опыт. Документальная симфония о потребительской одержимости человечества. Но и о людях, выбравших одиночество.
В немецком «Острове»Ларса Остмана узнаем еще об одном способе отшельничества. Когда-то семья хиппи уединилась на маленьком острове вдали от шумного бала консюмеризма. Теперь к пожилой паре на Рождество приезжают их взрослые дочери, выбравшие успешную жизнь в разных городах мира. Остров в океане с нетерпением ждет их.
«Остров»
«Охотник за привидениями»
В захватывающем док-триллере «Охотник за привидениями»австралийского режиссера Бена Лоуренса герой фильма работает в фирме, занимающейся исследованием потустороннего мира. Он выезжает по вызовам в те дома, где, по мнению хозяев, живут привидения. Но однажды ему приходится расследовать тайны своей семьи, и тогда кошмары в духе «улицы Вязов» обретают осязаемость.
В польском «Диагнозе»Евы Подгорска горожане на кушетке психотерапевта рассказывают о том, каким они себе представляют свой город. Для кого-то это хамелеон или термит, пожирающий деревья, для кого-то — старая женщина с карминовыми губами, желающая молодых любовников. Странные ракурсы, мигающий неон, словно подающий в космос знаки SOS. Город как живое пространство, но медленно погибающее. В городе много одиноких, несчастливых людей. И рядом с ними живет смерть, похожая на дикую темную собаку с раскрытой пастью и алым языком.
«Диагноз»
«Книга моря»
Фильмом закрытия фестиваля в Москве станет «Книга моря» —зрелищный поэтический блокбастер — сказание о морских охотниках Чукотки, лоринских морзверобоях. В фильме Алексея Вахрушева сплетены две линии: документальные съемки морской охоты в Беринговом проливе и анимационные предания о женщине, родившей кита. Анимацию делал Эдуард Беляев, талантливый последователь Александра Татарского.
Единственный представитель России в главном конкурсе — картина Ксении Елян «Хозяин оленей», снятая в долганской общине. Там живут представители одного из последних коренных народов, продолжающих кочевую жизнь на Крайнем Севере. У двоих сыновей из семьи Жарковых свои олени. Мальчишки обсуждают важные вещи: про конец света, размеры галактики и спрятаны ли камеры в портрете Путина. Атмосферное кино с саундтреком Люси Казарян-Топчян, бывшей участницы распавшегося московского постпанк-коллектива «Фанни Каплан».
«Хозяин оленей»
Документальное кино неторопливо завоевывает все более широкую аудиторию. Не уступая игровому кинематографу в зрелищности, оно продолжает исследовать возможности киноязыка, отвечать на волнующие человека вопросы. Документальные фильмы на равных участвуют в престижнейших фестивалях мира. В России неигровое кино — редкий гость в кинотеатрах, независимый фестиваль ДОКер отчасти восполняет этот дефицит.
За 5 лет своего существования Международный форум посетили более 40 тысяч зрителей.